Какие источники административного права существуют в различных формах и какие органы государственной власти могут издавать свои акты в этих формах? Пожалуйста, приведите по два примера каждой формы (закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила).
|
Август, Москва
2023-01-12
257
1
Ответы юристов (1)
-
Артемьев Ярослав
Последние вопросы
Консультируйтесь с юристом онлайн
Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.
Услуги юристов
Помощь может понадобиться, если:
- человека незаконно привлекают к ответственности;
- не знаете, как защитить свои права;
- нужно провести правовой анализ бумаг.
Эта услуга необходима в следующих случаях:
- сотрудника безосновательно лишили премии или подвергли дисциплинарному взысканию;
- руководство демонстрирует дискриминацию;
- было выполнено незаконное увольнение и т.п.
Использовав услугу, получите:
- точную информацию как оспорить сделку;
- оперативный ответ специалиста;
- подробную консультацию по досудебным и судебным процедурам.
Похожие вопросы
Категории права
Вы в двух кликах от решения вашей проблемы
Услуги
- Вопросы
- Архив вопросов
- — Платные консультации
- — Бесплатные консультации
- Подготовить документ
- Консультация по телефону
- Круглосуточная консультация юриста
- Консультация по юридическим вопросам
- Юридичекая помощь
- Юридические услуги
Юристы
- Все юристы
- — Юристы Краснодара
- — Юристы Нижнего Новгорода
- — Юристы Омска
- — Юристы Самары
- — Юристы Санкт-Петербурга
Адреса организаций
- Все организации
- — МФЦ
- — Нотариусы
- — Суды
- — База приставов России
- Публикации
- Образцы документов
- Полезные инструменты
- Кодексы и законы РФ
- Проверка контрагента
- Юридические компании
- Кто звонил
При
характеристике источников административного
права необходимо определить следующее:
-
Понятие
источника административного права; -
Виды
и формы источников.
К
источникам административного права
относятся те правовые нормативные акты
органов государственной власти и
государственного управления, которые
содержат нормы административного права,
например Кодекс об административных
правонарушениях. Правовые свойства
нормативных правовых актов неодинаковы.
Различаются акты с высшими юридическими
свойствами (законы), акты подзаконные
(акты управления) и др. В числе источников
административного права выделяются
следующие нормативные акты: законы,
указы, постановления Правительства,
другие акты управления.
Законы
среди всех источников административного
права обладают высшими юридическими
свойствами: они регулируют наиболее
общие и значительные управленческие и
иные отношения административного права.
Законы принимаются законодательными
органами власти РФ, её субъектов,
различаются законы:
-
Основной
закон (Конституция) РФ; -
федеральные
конституционные законы (например, о
Правительстве РФ); -
федеральные
законы (например, о военном положении,
о чрезвычайном положении); -
законы
РФ(например, об основах муниципальной
службы); -
основные
законы (конституции, уставы) субъектов
РФ; -
законы
субъектов РФ.
Указы
Президента РФ также регулируют важные
вопросы организации государственного
управления.
Решения
представительных местных органов
(местного самоуправления) издаются по
вопросам местного управления, охраны
порядка и другим вопросам.
Акты
управления составляют группу источников
административного права. Их принимают
высшие органы (Правительство), центральные
(министерства и ведомства), органы
управления субъектов РФ и муниципальные
органы. Акты управления могут приниматься
в условиях правового государства только
по вопросам управления, то есть
распространяться на подчиненные органу
предприятия и учреждения и не могут
затрагивать прав и обязанностей граждан.
С этих позиций основными источниками
административного права являются:
положения, уставы, кодексы, инструкции,
правила, акты, не имеющие названных
форм.
Положения
как источник административного права
– самая распространенная и многочисленная
форма нормативных актов. Положения
органически закрепляют компетенцию
одного органа государственного управления
или группы таких органов, например
положения о министерствах, комитетах
и других органах, а также их структурных
подразделениях.
Уставы
учреждены и действуют во многих отраслях
государственного управления. По
действующему законодательству уставы
обязаны иметь предприятия, учебные
заведения и многие другие организации.
В уставах закрепляются структура
организации и компетенция входящих в
неё органов.
Кодексы
как источники административного права.
Первая
группа – о юридической ответственности.
Вторая
группа имеет целью упорядочение
организации отрасли, в них регулируются,
наряду с административно-правовыми
отношениями, отношения в других отраслях
права.
Инструкции
содержат общие разъяснения о порядке
проведения в жизнь того или иного акта,
а также устанавливают дополнительные
правила к ним.
Правила
регулируют вопросы, которые в
законодательстве урегулированы лишь
в принципе.
Кодификация
– один из видов, приемов систематизации
административного законодательства
(Налоговый кодекс, кодекс об административных
правонарушениях).
Инкорпорация
как способ группирования правовых норм
отраслевого масштаба или нескольких
отраслей существенно помогает в
практическом применении законодательства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Понятие источников административного права
Источники административного права – это внешние формы выражения его правовых норм, совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.
Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
Классификация источников административного права
Виды источников российского административного права:
1) акты российских органов публичной власти –
— Конституция РФ 1993 г. Она закрепляет основы административного права – систему органов государственного управления и, в частности, исполнительной власти, права и свободы граждан в сфере государственного управления и т.п. Так, ст. 110-117 регулируют статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти; ст. 71-73 разграничивают предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ; ст. 22, 24, 25, 27, 30-35 закрепляют основные права и свободы граждан в сфере государственного управления и т.п.;
— законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.
Федеральный конституционный закон – это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, и обладающий более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. К источникам административного права можно отнести Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, «О военном положении» от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ и законы, вносящие изменения в них.
Среди федеральных законов источников административного права существенно больше. К таковым можно отнести Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства, Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ и др.
Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, законодательные акты в сфере государственного управления принимаются и на региональном уровне, примерами можно считать Законы Тульской области «О системе органов исполнительной власти Тульской области» от 1 сентября 2011 г. № 1637-ЗТО, «Об административных правонарушениях в Тульской области» от 22 мая 2003 г. № 44/1240 и др.;
— указы Президента РФ и утверждаемые его указами положения. Указы Президента РФ занимают особое место в системе нормативно-правовых актов, так как имеют промежуточный статус между системами законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. Как глава государства Президент РФ издает ключевой акт системы государственного управления – Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (ныне действующий – Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 15.05.2018 № 215). Указами Президента РФ утверждаются также положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Президента РФ (например, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865);
— постановления Правительства РФ и утверждаемые его указами положения. Постановления Правительства утверждают в отдельных сферах государственного управления правила, инструкции, рекомендации, уставы и т.п. Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждаются положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ (например, Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682);
— акты федеральных органов исполнительной власти – федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Основным видом нормативного акта, принимаемым на уровне федеральных органов исполнительной власти, является приказ (например, Приказ Минобрнауки России «Об организации проектной деятельности в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации» от 29.03.2019 № 175). Кроме того, ими могут быть принимаемые в качестве самостоятельного нормативного акта положения или инструкции (например, Инструкция по работе с обращениями граждан в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденная Приказом Минобрнауки России от 20.12.2018 № 1220, Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 06.09.2019 № 730);
— акты органов власти субъектов РФ – конституции и уставы, правовые акты министерств и ведомств и т.п. (например, Приказ Министерства образования Тульской области «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области» от 15.04.2020 № 511, Приказ Министерства культуры Тульской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление информации по запросам, поступившим в государственный архив Тульской области»» от 31.07.2018 № 88);
— акты исполнительных органов местного самоуправления (например, Постановление администрации города Тулы «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 27.05.2020 № 1736, Распоряжение Главы МО город Тула «О резерве управленческих кадров аппарата Тульской городской думы» от 01.04.2016 № 13-к/л);
— акты глав государственных учреждений и корпораций (приказы, распоряжений, действующие только в пределах данного учреждения или корпорации, например, приказ о назначении на должность заместителя директора, о премировании сотрудников и т.п.);
2) акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти – акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.), международные договоры (например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (Париж, 13 января 1993 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) и др.).
Нормативные акты и литература
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Братановский, С. Н. Административное право : учебник. Особенная часть / С.Н. Братановский. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 502 с.
3. Ордина О. Н. К вопросу о нормативности источников административного права // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 2-1. С. 63-66.
4. Осинцев Д. В., Соболев О. В. Источники административного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 4. С. 109-115.