Инструкция как источник административного права пример

Какие источники административного права существуют в различных формах и какие органы государственной власти могут издавать свои акты в этих формах? Пожалуйста, приведите по два примера каждой формы (закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила).


|

Август, Москва

2023-01-12

257  
1

Ответы юристов (1)

  • Артемьев Ярослав
    Артемьев Ярослав

Последние вопросы

Консультируйтесь с юристом онлайн

Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.

Услуги юристов

Помощь может понадобиться, если:

  • человека незаконно привлекают к ответственности;
  • не знаете, как защитить свои права;
  • нужно провести правовой анализ бумаг.

Эта услуга необходима в следующих случаях:

  • сотрудника безосновательно лишили премии или подвергли дисциплинарному взысканию;
  • руководство демонстрирует дискриминацию;
  • было выполнено незаконное увольнение и т.п.

Использовав услугу, получите:

  • точную информацию как оспорить сделку;
  • оперативный ответ специалиста;
  • подробную консультацию по досудебным и судебным процедурам. 

Похожие вопросы

Категории права

Вы в двух кликах от решения вашей проблемы

Услуги

  • Вопросы
  • Архив вопросов
  • — Платные консультации
  • — Бесплатные консультации
  • Подготовить документ
  • Консультация по телефону
  • Круглосуточная консультация юриста
  • Консультация по юридическим вопросам
  • Юридичекая помощь
  • Юридические услуги

Юристы

  • Все юристы
  • — Юристы Краснодара
  • — Юристы Нижнего Новгорода
  • — Юристы Омска
  • — Юристы Самары
  • — Юристы Санкт-Петербурга

Адреса организаций

  • Все организации
  • — МФЦ
  • — Нотариусы
  • — Суды
  • — База приставов России
  • Публикации
  • Образцы документов
  • Полезные инструменты
  • Кодексы и законы РФ
  • Проверка контрагента
  • Юридические компании
  • Кто звонил

При
характеристике источников административного
права необходимо определить следующее:

  • Понятие
    источника административного права;

  • Виды
    и формы источников.

К
источникам административного права
относятся те правовые нормативные акты
органов государственной власти и
государственного управления, которые
содержат нормы административного права,
например Кодекс об административных
правонарушениях. Правовые свойства
нормативных правовых актов неодинаковы.
Различаются акты с высшими юридическими
свойствами (законы), акты подзаконные
(акты управления) и др. В числе источников
административного права выделяются
следующие нормативные акты: законы,
указы, постановления Правительства,
другие акты управления.

Законы
среди всех источников административного
права обладают высшими юридическими
свойствами: они регулируют наиболее
общие и значительные управленческие и
иные отношения административного права.
Законы принимаются законодательными
органами власти РФ, её субъектов,
различаются законы:

  • Основной
    закон (Конституция) РФ;

  • федеральные
    конституционные законы (например, о
    Правительстве РФ);

  • федеральные
    законы (например, о военном положении,
    о чрезвычайном положении);

  • законы
    РФ(например, об основах муниципальной
    службы);

  • основные
    законы (конституции, уставы) субъектов
    РФ;

  • законы
    субъектов РФ.

Указы
Президента РФ также регулируют важные
вопросы организации государственного
управления.

Решения
представительных местных органов
(местного самоуправления) издаются по
вопросам местного управления, охраны
порядка и другим вопросам.

Акты
управления составляют группу источников
административного права. Их принимают
высшие органы (Правительство), центральные
(министерства и ведомства), органы
управления субъектов РФ и муниципальные
органы. Акты управления могут приниматься
в условиях правового государства только
по вопросам управления, то есть
распространяться на подчиненные органу
предприятия и учреждения и не могут
затрагивать прав и обязанностей граждан.
С этих позиций основными источниками
административного права являются:
положения, уставы, кодексы, инструкции,
правила, акты, не имеющие названных
форм.

Положения
как источник административного права
– самая распространенная и многочисленная
форма нормативных актов. Положения
органически закрепляют компетенцию
одного органа государственного управления
или группы таких органов, например
положения о министерствах, комитетах
и других органах, а также их структурных
подразделениях.

Уставы
учреждены и действуют во многих отраслях
государственного управления. По
действующему законодательству уставы
обязаны иметь предприятия, учебные
заведения и многие другие организации.
В уставах закрепляются структура
организации и компетенция входящих в
неё органов.

Кодексы
как источники административного права.

Первая
группа – о юридической ответственности.

Вторая
группа имеет целью упорядочение
организации отрасли, в них регулируются,
наряду с административно-правовыми
отношениями, отношения в других отраслях
права.

Инструкции
содержат общие разъяснения о порядке
проведения в жизнь того или иного акта,
а также устанавливают дополнительные
правила к ним.

Правила
регулируют вопросы, которые в
законодательстве урегулированы лишь
в принципе.

Кодификация
– один из видов, приемов систематизации
административного законодательства
(Налоговый кодекс, кодекс об административных
правонарушениях).

Инкорпорация
как способ группирования правовых норм
отраслевого масштаба или нескольких
отраслей существенно помогает в
практическом применении законодательства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие источников административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения его правовых норм, совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.

Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

Классификация источников административного права

Виды источников российского административного права:

1) акты российских органов публичной власти

Конституция РФ 1993 г. Она закрепляет основы административного права – систему органов государственного управления и, в частности, исполнительной власти, права и свободы граждан в сфере государственного управления и т.п. Так, ст. 110-117 регулируют статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти; ст. 71-73 разграничивают предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ; ст. 22, 24, 25, 27, 30-35 закрепляют основные права и свободы граждан в сфере государственного управления и т.п.;

законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон – это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, и обладающий более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. К источникам административного права можно отнести Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, «О военном положении» от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ и законы, вносящие изменения в них.

Среди федеральных законов источников административного права существенно больше. К таковым можно отнести Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства, Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ и др.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, законодательные акты в сфере государственного управления принимаются и на региональном уровне, примерами можно считать Законы Тульской области «О системе органов исполнительной власти Тульской области» от 1 сентября 2011 г. № 1637-ЗТО, «Об административных правонарушениях в Тульской области» от 22 мая 2003 г. № 44/1240 и др.;

указы Президента РФ и утверждаемые его указами положения. Указы Президента РФ занимают особое место в системе нормативно-правовых актов, так как имеют промежуточный статус между системами законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. Как глава государства Президент РФ издает ключевой акт системы государственного управления – Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (ныне действующий – Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 15.05.2018 № 215). Указами Президента РФ утверждаются также положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Президента РФ (например, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865);

постановления Правительства РФ и утверждаемые его указами положения. Постановления Правительства утверждают в отдельных сферах государственного управления правила, инструкции, рекомендации, уставы и т.п. Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждаются положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ (например, Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682);

акты федеральных органов исполнительной власти – федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Основным видом нормативного акта, принимаемым на уровне федеральных органов исполнительной власти, является приказ (например, Приказ Минобрнауки России «Об организации проектной деятельности в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации» от 29.03.2019 № 175). Кроме того, ими могут быть принимаемые в качестве самостоятельного нормативного акта положения или инструкции (например, Инструкция по работе с обращениями граждан в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденная Приказом Минобрнауки России от 20.12.2018 № 1220, Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 06.09.2019 № 730);

акты органов власти субъектов РФ – конституции и уставы, правовые акты министерств и ведомств и т.п. (например, Приказ Министерства образования Тульской области «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области» от 15.04.2020 № 511, Приказ Министерства культуры Тульской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление информации по запросам, поступившим в государственный архив Тульской области»» от 31.07.2018 № 88);

акты исполнительных органов местного самоуправления (например, Постановление администрации города Тулы «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 27.05.2020 № 1736, Распоряжение Главы МО город Тула «О резерве управленческих кадров аппарата Тульской городской думы» от 01.04.2016 № 13-к/л);

акты глав государственных учреждений и корпораций (приказы, распоряжений, действующие только в пределах данного учреждения или корпорации, например, приказ о назначении на должность заместителя директора, о премировании сотрудников и т.п.);

2) акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти – акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.), международные договоры (например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (Париж, 13 января 1993 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) и др.).

Нормативные акты и литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Братановский, С. Н. Административное право : учебник. Особенная часть / С.Н. Братановский. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 502 с.

3. Ордина О. Н. К вопросу о нормативности источников административного права // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 2-1. С. 63-66.

4. Осинцев Д. В., Соболев О. В. Источники административного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 4. С. 109-115.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Амкломаст дс инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Средство от накипи фаберлик инструкция по применению
  • Венолайф мазь инструкция по применению от чего помогает
  • Gsm сигнализация восток инструкция по настройке
  • Препарат каптоприл инструкция по применению показания к применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии