Классное руководство
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Стать автором
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023
Похожие материалы по теме
Социальная работа
#Статья
Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк
Автор(ы):
Елена Александровна Булахова
Автор(ы):
Нина Петровна Добренко
Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен
Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Институт классного
руководства имеет свою историю: от
классного наставника и классных дам в
дореволюционных учебных заведениях до
введения в 1934 г. должности классного
руководителя и возможности введения
должности тьютора на современном этапе
развития воспитательной системы школы
в качестве помощника классного
руководителя, который будет работать
как с отдельными группами детей, так и
индивидуально, оказывая необходимую
помощь, социальную защиту и поддержку
наиболее нуждающимся.
В общеобразовательной
школе Российской Федерации классным
руководителем является педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы (Российская педагогическая
энциклопедия). Деятельность и содержание
работы классного руководителя определяются
законом «Об образовании» Российской
Федерации, Уставом средней общеобразовательной
школы, Приказом № 21 Министерства
образования Российской Федерации «Об
утверждении методических рекомендаций
на осуществление функций классного
руководителя» (2006 г.) и др. С 1989 г. в ряде
областей РФ проводился эксперимент по
программе «Освобожденный классный
руководитель (воспитатель)».
В основу программ
положены принципы государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования, направленные на обоснование
содержания и структуры воспитания на
основе современных достижений науки и
уже сложившихся отечественных традиций.
Основные государственные документы
устанавливают принцип гуманистического
сотрудничества и открытости школы,
повышают, прежде всего, ответственность
родителей и учителей за воспитание
детей и юношества и повышают социальный
статус воспитания в системе образования
российского общества в целом.
«Национальная
образовательная инициатива «Наша новая
школа» (2010) определяет более высокие
требования к подготовке и роли учителя
нового поколения, умеющего грамотно и
профессионально действовать в иной
школьной инфраструктуре с учетом тех
изменений, которые происходят в
современном мире и российском обществе.
Центральное место в квалификационных
требованиях отводится педагогическим
компетенциям, основанным на современных
инновационных технологиях, новой модели
аттестации педагогических и руководящих
работников.
Школа должна
усилить свой воспитательный потенциал
как центры досуга, которые будут открыты
и в выходные дни. В рамках национальной
инициативы современная школа должны
быть более тесно связана с семьей,
создавая условия для дополнительного
образования, спорта и творческого
развития детей и взрослых, привлекая к
действительному управлению воспитательной
системой родителей. Особая роль в такой
работе отводится классному руководителю.
В эпоху быстрой
смены технологий речь идет о формировании
новой системы непрерывного образования,
что требует формирования у учащихся
творческих компетенций и готовности к
переобучению, изучению тех способов и
технологий, которые пригодятся им в
будущем; способности к профессиональной
готовности, выбора профиля обучения,
возможности обновлять свой профессиональный
путь в будущем.
Классный руководитель
в своей деятельности должен полагаться
на реализацию следующих принципов:
гуманистической направленности, принцип
природосообразности, культуросообразности,
эффективности социального взаимодействия,
ориентации воспитания на развитие
социальной и культурной компетенции,
педагогической поддержки. Особую роль
играет классный руководитель в обеспечении
индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, профилактике
различных асоциальных явлений, создании
условий для полноценного включения
каждой личности в образовательное
пространство, успешной социализации
и реабилитации детей, находящихся в
особо сложных условиях.
Основными
профессиональными функциями классного
руководителя
как воспитателя класса в общей
воспитательной системе школы являются
следующие:
1) диагностическая,
которая предполагает систематическое
изучение и анализ индивидуальных
особенностей детей и условий их семейного
воспитания, мониторинг эффективности
педагогического процесса в классе;
2) воспитательная,
включающая всю многообразную работу,
направленную на воспитание гуманистических
отношений в классе, развитие каждого
ребенка и класса в целом как воспитательного
коллектива;
3) координирующая
– важнейшая специфическая функция
классного руководителя, заключающаяся
в координации всех воспитательных
воздействий социума, в установлении
единства педагогического влияния школы
как воспитательной системы, семьи,
общественности в воспитании детей;
4) коммуникативная,
заключающаяся в целенаправленном
формировании позитивных отношений
между субъектами воспитательного
процесса;
5) функция
социальной защиты ребенка, которая
стала особенно актуальной в условиях
современного социально-экономического
кризиса, кризиса института семьи.
В.А. Сластенин и
др. в соответствии с концепцией управления,
разработанной Р.Х. Шакуровым, выделяют
три уровня функций. Первый уровень –
педагогические и социально-гуманитарные
функции – направлены на создание условий
социального развития учащихся, помощь
ребенку в решении его личностных проблем
и подготовке к самостоятельной жизни.
Второй уровень функций –
социально-психологический – прежде
всего, организаторская функция: поддержка
положительной детской инициативы,
помощь в самоорганизации разнообразной
деятельности детей; функция сплочения
коллектива, выступающая как способ
достижения поставленных перед классом
целей. Третий уровень – управленческие
функции: диагностическая, целеполагания,
планирования, контроля и коррекции.
В соответствии с
этими функциями определим следующие
основные
направления деятельности классного
руководителя:
– организация
учебной и внеурочной работы детей
(организация жизнедеятельности классного
коллектива, планирование и осуществление
воспитательного процесса, работа с
активом класса);
– изучение каждой
личности и классного коллектива в целом,
коррекция воспитательного процесса
(классный руководитель диагностирует
способности, интересы и потребности
воспитанников);
– развитие детского
самоуправления и сплочение детского
коллектива;
– мониторинг
и обобщение воспитательных результатов
своей деятельности;
– обеспечение
социальной защиты детей (классный
руководитель координирует деятельность
по оказанию психологической и социальной
помощи детям и родителям, обращается к
юристам, социальным и медицинским
работникам, реабилитологам и т.д.);
– организация
комплексной и систематической работы
с родителями;
– осуществление
сотрудничества с учреждениями и
организациями, способными помочь в
решении воспитательных задач (классный
руководитель контролирует занятость
воспитанников в свободное время,
направляет ребенка в различные центры
и объединения, исходя из его интересов);
– реализация своих
функциий в тесном сотрудничестве с
другими членами педагогического
коллектива, особенно с теми, которые
работают с учениками данного класса;
– оформление
установленной документации по классу.
Задачи и содержание
деятельности классного руководителя.
От классного
руководителя во многом зависит помощь
ребенку в его мировоззренческом,
нравственном, гражданском самоопределении;
воспитании у ребенка толерантности,
культуры мира и терпимости, мобильности.
Особую актуальность в современных
условиях приобретает воспитание
гражданственности, патриотизма,
веротерпимости и толерантности.
Классный руководитель
должен вооружить подрастающего человека
средствами самореализации: предоставить
право школьнику на самоутверждение
своей личности, на признание и уважение
своего человеческого достоинства,
научить действовать с соблюдением
нравственных законов общества. От
классного руководителя зависит
формирование способностей к самоорганизации
личности и самореабилитации. Главной
сферой самореализации школьников
является развитие творческих компетенций,
профессиональное самоопределение,
поэтому задача классного руководителя
– предоставить ребенку возможность
попробовать свои силы в различных
областях творческой деятельности.
Задачи процессуального
характера предполагают умение планировать,
контролировать и корректировать
воспитательную деятельность педагога,
педагогическую рефлексию.
Содержание
деятельности классного руководителя
и его задачи конкретизируется в его
плане воспитательной работы с классом.
Там они, как правило, определяются в
виде нескольких направлений, или
программ, воспитательной работы. О.С.
Газман и И.В. Иванов выделяют, например,
такие направления, как «Здоровье»,
«Учение», «Общение», «Досуг». Возможны
и другие варианты.
Деятельность
классного руководителя сельской школы
имеет свои специфические особенности,
связанные с создание разновозрастных
объединений из-за малой комплектации
учащихся в классах, дефицитом общения
сельских школьников, повышением их
культурного уровня и воспитанием
хозяйственной позиции.
В соответствии со
своими функциями и задачами классный
руководитель осуществляет отбор форм
работы с учащимися: по видам деятельности,
по субъекту организации, по времени
проведения, по числу участников
(коллективные, групповые, индивидуальные),
по результату и т.д.
Эффективность
деятельности классного руководителя
определяется по двум группам показателей
– результативные критерии, отражающие
уровень достижений воспитанников в
своем социальном развитии, и процессуальные
критерии, позволяющие оценить
управленческие функции классного
руководителя. Если эти показатели
(результативные и процессуальные)
высоки, то можно говорить об эффективности
труда классного руководителя. При этом
учитываются позитивные изменения в
уровне воспитанности учащихся и их
взаимоотношениях, зависящие от стиля
руководства классом и стиля общения
воспитателя с детьми. (В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников»
Как важен, велик и священен сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека.
Ученик никогда не превзойдёт учителя,
если видит в нём образец, а не соперника.
(Виссарион Григорьевич Белинский)
Деятельность современного классного руководителя
является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом
реализации индивидуального подхода к ученикам. Обусловлена она современными
задачами, которые ставят перед школой мировое сообщество, государство,
родители, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального
духовного, умственного, физического совершенства.
В условиях реализации новых образовательных стандартов
классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего в
отношении ребенка. Его деятельность должна способствовать формированию
инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления
инновационной активности детей.
Актуальной становится социальная деятельность
классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с
целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической
напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных
личностей с разными стартовыми возможностями.
Основные результаты воспитания определяются
постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного
и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного
руководителя.
Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение
их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их
духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный
процесс сознательным и целенаправленным.
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто
воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память
остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который
помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к
ребенку в педагогическом коллективе школы.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует,
организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность
обучающихся своего класса. Исходя из педагогической ситуации, современный
классный руководитель в своей деятельности применяет разнообразные формы
воспитательной работы с ученическим коллективом:
·
беседы,
·
дискуссии,
·
игры,
·
состязания,
·
походы и экскурсии,
·
конкурсы,
·
общественно полезный и
творческий труд,
·
художественно-эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Классный руководитель проектирует воспитательную
систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со
временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории
и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных
документах. Классный руководитель изучает новинки информационных технологий.
Мечта любого классного руководителя — создать единый дружный коллектив. Работа
классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять
систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие — коллектив детей,
ученика воспитывает дух коллектива.
В процессе своей деятельности современный классный
руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к
работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной
работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях,
тематических вечерах и других мероприятиях.
В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от
медицинских работников.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания
является семья. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и
родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет
достигнута наибольшая эффективность.
Сотрудничество с родителями предполагает всестороннее
и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного
воспитания ребёнка. Эффективность воспитания детей в семье в значительной
степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно
обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка,
формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных
качеств. Поэтому, в работе значительное место отводится психолого- педагогическому
просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги
успеваемости и поведение детей, но и анализируются различные педагогические
ситуации, проводятся психологические игры – тренинги, в системе проводится
работа электронного журнала, где родителям демонстрируются новости и фото о
делах класса.
В практике воспитательной работы уделяется
большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных
мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной
семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Формы работы с семьей
· групповые (родительские собрания)
· индивидуальные (беседы по вопросам воспитания,
консультации, посещение семьи)
· анкетирование
· практикумы
· разработка памяток
· практическая совместная работа детей,
родителей (праздники, игры,
концерты, соревнования, акции, проекты, театры)
В системе используется прием убеждения – это
воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у
них положительных качеств и преодоления отрицательных. Классный руководитель
проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступает как
основной организатор духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное
время. Передо ним стоит важнейшая задача по воспитанию у обучающихся
нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения.
В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в
практическую трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей
классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной
воспитательной работы моральному развитию школьников.
Наиболее распространённой формой воспитательной
работы являются:
·
классные часы,
·
диспуты, на которых обычно
проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе,
справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности
и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем.
Они имеют целью обогатить моральными представлениями и
понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с
правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к
своему поведению и поведению других людей. Основное требование к классному часу
это активное участие в нём всех обучающихся.
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей
природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные
качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны
закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души,
уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Большую помощь в воспитании обучающихся оказывает
участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует
большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях
, спортивных соревнованиях дети чувствуют себя более раскованными и культурными
в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и
другие качества.
Меняются государственные системы, методы, средства,
программы, но не меняется желание родителей, педагогов, общества сделать из
ребёнка хорошего, доброго, порядочного человека.
Ребенок — горящий факел! Это, то живое пламя, горючим
материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя
классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все
ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать огонь в
каждом ребенке. Я желаю , чтобы каждый классный руководитель поддерживал этот
огонь в каждом своем ученике.
учитель начальных классов
Белоножка А.В.
Обновлено: 23.09.2023
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
Готовые работы на аналогичную тему
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
Лекция «основные характеристики деятельности классного руководителя» по дисциплине Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя для групп специальности «Преподавание в начальных классах»
Основные характеристики деятельности классного руководителя
Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. воспитательной работы в порученном ему классе.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.
Основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива — это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы — ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей.
Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.
Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.
В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.
Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:
1. Формирование и развитие коллектива класса.
2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
5. Защита прав и интересов обучающихся.
6. Организация системной работы с обучающимися в классе.
7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.
8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
А какие же функции выполняет классный руководитель?
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
— определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:
1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)
3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
— определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
— учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
— обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.
Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.
1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.
2. Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.
3. Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.
Похожие статьи
Сотрудничество классного руководителя. | Рубрика: Педагогика
классный руководитель, педагогическая команда, дальнейшая успешная социализация, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, психологический микроклимат, совместная деятельность.
Основные методы педагогической поддержки социализации.
4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность. 5. Рефлексивный ситуационный классный час. 6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.
Организация самоуправления в классе как средство успешного.
Система самоуправления класса выполняет следующие задачи: – развитие детского коллектива
Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии.
Специфика работы классного руководителя 5-9 классов.
Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.
Использование современных технологий в воспитательной работе.
Роль воспитательной системы классного руководителя.
Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у
Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.
Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы.
Роль классного руководителя в становлении и формировании.
Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа.
В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам.
Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии.
Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой.
Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов.
Особенности воспитательной деятельности классного.
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика.
Сотрудничество классного руководителя. | Рубрика: Педагогика
классный руководитель, педагогическая команда, дальнейшая успешная социализация, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, психологический микроклимат, совместная деятельность.
Основные методы педагогической поддержки социализации.
4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность. 5. Рефлексивный ситуационный классный час. 6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.
Организация самоуправления в классе как средство успешного.
Система самоуправления класса выполняет следующие задачи: – развитие детского коллектива
Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии.
Специфика работы классного руководителя 5-9 классов.
Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.
Использование современных технологий в воспитательной работе.
Роль воспитательной системы классного руководителя.
Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у
Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.
Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы.
Роль классного руководителя в становлении и формировании.
Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа.
В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам.
Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии.
Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой.
Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов.
Особенности воспитательной деятельности классного.
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика.
Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.
Содержание Свернуть
Функции и обязанности классного руководителя
Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.
Сегодня существует несколько видов классного руководства:
- педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
- классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
- куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
- тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.
Функции классного руководителя:
- воспитание
- организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
- координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
- управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:
- быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
- осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
- взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
- вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
- содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
- получать помощь от коллектива сотрудников школы
- вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
- не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
- проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
- организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
- помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
- осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.
Система работы
В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.
Классный руководитель ведёт системную работу на основе:
- воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
- анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни педагогики
- актуальных задач воспитания
- принципа толерантности.
Система работы классного руководителя состоит из:
- аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
- контроля над повседневной жизнью класса
- использования современных методов воспитательной работы.
Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.
Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:
- родительское собрание
- совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
- родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.
Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы
Каким должен быть классный руководитель
Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:
- духовным образцом человеческой культуры
- защитником от безнравственности
- инициатором сплочения ученического коллектива
- фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
- помощником социализации ребёнка
- консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
- человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
- консультантом по профориентации
- координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
- человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
- Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
- Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
- Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
- Планировать свою деятельность.
- Организовывать воспитательные мероприятия.
- Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
- Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.
Самообразование
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:
- Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
- Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:
- Выбор тематики.
- Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
- Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
- Разработку последовательного плана деятельности.
- Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
- Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
- Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.
- изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
- участия в научных обществах, клубах, проектах
- ведения научной и экспериментальной работы
- изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
- посещения библиотек
- поездок на экскурсии
- профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
- посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).
Документы классного руководителя
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
- Годовой план по воспитательной работе.
- Внесение информации в классный журнал.
- Таблица сведений о родителях.
- Перечень членов родительского комитета.
- Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
- Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
- Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
- Диагностические методики.
- Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
- Паспорт класса.
- Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
- Отчёты по воспитательной работе.
- Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
- Информация о внеурочной деятельности учеников.
- Личные дела школьников.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.
Читайте также:
- Расскажите о формах болезни движения и их профилактике кратко
- Гендер и политика различные подходы кратко
- Сценарий мероприятия о хлебе для начальной школы
- Каковы основные поражающие воздействия авиабомб кратко
- Влияние физических упражнений на дыхательную систему кратко
Тема: Классный руководитель в воспитательной системе школы. Обязанности классного руководителя.
План:
-
Задачи классного руководителя.
-
Функции классного руководителя.
-
Обязанности классного руководителя.
-
Формы работы классного руководителя.
-
Работа классного руководителя по изучению учащихся.
-
Работа классного руководителя с учителями- предметниками.
-
Работа классного руководителя с родителями учащихся.
1.Задачи классного руководителя.
Классный руководитель – это основной и непосредственный организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.
Институт классного руководителя сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934г.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
-
Формирование и развитие коллектива класса.
-
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
-
Защита прав и интересов обучающихся.
-
Организация системной работы с обучающимися в классе.
-
Организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса.
-
Организация социально-значимой деятельности обучающихся.
-
Формирование здорового образа жизни.
-
Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
2.Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующая предполагает:
-
Установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
-
Проведение консультаций, бесед с родителями.
-
Организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий).
-
Работа с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателем ГПД.
-
Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя).
-
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, тематических и других мероприятий.
-
Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.
2. Коммуникативная функция заключается:
-
В формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе.
-
В обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.
-
В содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.
-
В оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.
3. Контрольная функция заключается:
-
Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4. Аналитико-прогностическая функция:
-
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
-
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3. Обязанности классного руководителя:
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно условно разделить на 5 групп:
-
организация деятельности классного коллектива;
-
организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;
-
организация жизни класса во внеурочное время;
-
изучение личности и коррекция воспитания;
-
работа с родителями;
В первую группу «Организация деятельности классного коллектива» входят следующие обязанности:
1. изучение дел учащихся и ведение классного журнала;
-
организация деятельности класса: распределение поручений в классе, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий;
-
организация дежурства по школе и столовой;
-
соблюдение санитарных норм прикреплённого класса;
-
забота о внешнем виде учащихся;Ш-126
-
организация питания учащихся;
-
организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.
Во вторую группу «Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся» включены следующие его обязанности:
1. систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
-
организация помощи в учёбе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашнего задания;
-
воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;ш-23
-
создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебных материалов;
-
координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;
-
работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
-
создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, экскурсии, выставки);
-
развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря;
Третья группа «Организация жизни класса во внеурочное время» включает в себя следующие обязанности:
1.создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;
-
развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;
-
организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
-
вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;
-
организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;
-
охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья каждого ученика на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её;
-
помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;
-
организация и проведение часов общения, тематических классных часов.
Четвёртая группа «Изучение личности и коррекция воспитания» включает в себя следующие обязанности:
1. привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью;
-
привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;
-
воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
-
воспитание гражданственности.
-
работа с характеристикой класса и отдельных учащихся
Пятая группа «Работа с родителями» выглядит так:
-
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;
-
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
-
проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
-
привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
5.проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;
6. влияние на общение родителей с детьми;
7.защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.
4.Формы работы классного руководителя:
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
-
индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
-
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
-
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
-
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
-
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
5. Работа классного руководителя по изучению учащихся:
Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьёзных просчётов и педагогических ошибок.
Изучение школьников классными руководителями проводится с помощью различных методов. Важнейшими их них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент.
Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведёт себя не спокойно, на переменах с криком бегает по коридору, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней работы.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится той или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учёбе, характере отношений с одноклассниками.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.
Посещение учащихся на дому позволяет накапливать представления о том, как живёт и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдается режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свободное время. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы. Всё это даёт материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую раньше уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять в ней участие тем, кто пожелает сам. И вдруг оказывается, что те, кого часто хвалят за успеваемость и общественную активность, не изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что нужно с этими учащимися усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.
Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Всё это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вёл дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
6. Работа классного руководителя с учителями-предметниками.
Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышение качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.
Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного ученика и попросить учителя учесть их в своей работе.
Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.
7.Работа классного руководителя с родителями учащихся.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьёй занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводится родительское собрание, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда срочно требуется вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает их на дому или приглашает в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учёбы или поведения учащихся.
Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошёл в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а так же за поведением вне школы.
Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться и д.р.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в тоже время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий могут проводить с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимать участие в организации экскурсий.
10