Институт классного руководства в системе воспитания кратко

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Решение любого учебного вопроса за 300

Институт классного
руководства имеет свою историю: от
классного наставника и классных дам в
дореволюционных учебных заведениях до
введения в 1934 г. должности классного
руководителя и возможности введения
должности тьютора на современном этапе
развития воспитательной системы школы
в качестве помощника классного
руководителя, который будет работать
как с отдельными группами детей, так и
индивидуально, оказывая необходимую
помощь, социальную защиту и поддержку
наиболее нуждающимся.

В общеобразовательной
школе Российской Федерации классным
руководителем является педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы (Российская педагогическая
энциклопедия). Деятельность и содержание
работы классного руководителя определяются
законом «Об образовании» Российской
Федерации, Уставом средней общеобразовательной
школы, Приказом № 21 Министерства
образования Российской Федерации «Об
утверждении методических рекомендаций
на осуществление функций классного
руководителя» (2006 г.) и др. С 1989 г. в ряде
областей РФ проводился эксперимент по
программе «Освобожденный классный
руководитель (воспитатель)».

В основу программ
положены принципы государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования, направленные на обоснование
содержания и структуры воспитания на
основе современных достижений науки и
уже сложившихся отечественных традиций.
Основные государственные документы
устанавливают принцип гуманистического
сотрудничества и открытости школы,
повышают, прежде всего, ответственность
родителей и учителей за воспитание
детей и юношества и повышают социальный
статус воспитания в системе образования
российского общества в целом.

«Национальная
образовательная инициатива «Наша новая
школа» (2010) определяет более высокие
требования к подготовке и роли учителя
нового поколения, умеющего грамотно и
профессионально действовать в иной
школьной инфраструктуре с учетом тех
изменений, которые происходят в
современном мире и российском обществе.
Центральное место в квалификационных
требованиях отводится педагогическим
компетенциям, основанным на современных
инновационных технологиях, новой модели
аттестации педагогических и руководящих
работников.

Школа должна
усилить свой воспитательный потенциал
как центры досуга, которые будут открыты
и в выходные дни. В рамках национальной
инициативы современная школа должны
быть более тесно связана с семьей,
создавая условия для дополнительного
образования, спорта и творческого
развития детей и взрослых, привлекая к
действительному управлению воспитательной
системой родителей. Особая роль в такой
работе отводится классному руководителю.

В эпоху быстрой
смены технологий речь идет о формировании
новой системы непрерывного образования,
что требует формирования у учащихся
творческих компетенций и готовности к
переобучению, изучению тех способов и
технологий, которые пригодятся им в
будущем; способности к профессиональной
готовности, выбора профиля обучения,
возможности обновлять свой профессиональный
путь в будущем.

Классный руководитель
в своей деятельности должен полагаться
на реализацию следующих принципов:
гуманистической направленности, принцип
природосообразности, культуросообразности,
эффективности социального взаимодействия,
ориентации воспитания на развитие
социальной и культурной компетенции,
педагогической поддержки. Особую роль
играет классный руководитель в обеспечении
индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, профилактике
различных асоциальных явлений, создании
условий для полноценного включения
каждой личности в образовательное
пространство, успешной социализации
и реабилитации детей, находящихся в
особо сложных условиях.

Основными
профессиональными функциями классного
руководителя

как воспитателя класса в общей
воспитательной системе школы являются
следующие:

1) диагностическая,
которая предполагает систематическое
изучение и анализ индивидуальных
особенностей детей и условий их семейного
воспитания, мониторинг эффективности
педагогического процесса в классе;

2) воспитательная,
включающая всю многообразную работу,
направленную на воспитание гуманистических
отношений в классе, развитие каждого
ребенка и класса в целом как воспитательного
коллектива;

3) координирующая
– важнейшая специфическая функция
классного руководителя, заключающаяся
в координации всех воспитательных
воздействий социума, в установлении
единства педагогического влияния школы
как воспитательной системы, семьи,
общественности в воспитании детей;

4) коммуникативная,
заключающаяся в целенаправленном
формировании позитивных отношений
между субъектами воспитательного
процесса;

5) функция
социальной защиты ребенка, которая
стала особенно актуальной в условиях
современного социально-экономического
кризиса, кризиса института семьи.

В.А. Сластенин и
др. в соответствии с концепцией управления,
разработанной Р.Х. Шакуровым, выделяют
три уровня функций. Первый уровень –
педагогические и социально-гуманитарные
функции – направлены на создание условий
социального развития учащихся, помощь
ребенку в решении его личностных проблем
и подготовке к самостоятельной жизни.
Второй уровень функций –
социально-психологический – прежде
всего, организаторская функция: поддержка
положительной детской инициативы,
помощь в самоорганизации разнообразной
деятельности детей; функция сплочения
коллектива, выступающая как способ
достижения поставленных перед классом
целей. Третий уровень – управленческие
функции: диагностическая, целеполагания,
планирования, контроля и коррекции.

В соответствии с
этими функциями определим следующие
основные
направления деятельности классного
руководителя:

– организация
учебной и внеурочной работы детей
(организация жизнедеятельности классного
коллектива, планирование и осуществление
воспитательного процесса, работа с
активом класса);

– изучение каждой
личности и классного коллектива в целом,
коррекция воспитательного процесса
(классный руководитель диагностирует
способности, интересы и потребности
воспитанников);

– развитие детского
самоуправления и сплочение детского
коллектива;

– мониторинг
и обобщение воспитательных результатов
своей деятельности;

– обеспечение
социальной защиты детей (классный
руководитель координирует деятельность
по оказанию психологической и социальной
помощи детям и родителям, обращается к
юристам, социальным и медицинским
работникам, реабилитологам и т.д.);

– организация
комплексной и систематической работы
с родителями;

– осуществление
сотрудничества с учреждениями и
организациями, способными помочь в
решении воспитательных задач (классный
руководитель контролирует занятость
воспитанников в свободное время,
направляет ребенка в различные центры
и объединения, исходя из его интересов);

– реализация своих
функциий в тесном сотрудничестве с
другими членами педагогического
коллектива, особенно с теми, которые
работают с учениками данного класса;

– оформление
установленной документации по классу.

Задачи и содержание
деятельности классного руководителя.
От классного
руководителя во многом зависит помощь
ребенку в его мировоззренческом,
нравственном, гражданском самоопределении;
воспитании у ребенка толерантности,
культуры мира и терпимости, мобильности.
Особую актуальность в современных
условиях приобретает воспитание
гражданственности, патриотизма,
веротерпимости и толерантности.

Классный руководитель
должен вооружить подрастающего человека
средствами самореализации: предоставить
право школьнику на самоутверждение
своей личности, на признание и уважение
своего человеческого достоинства,
научить действовать с соблюдением
нравственных законов общества. От
классного руководителя зависит
формирование способностей к самоорганизации
личности и самореабилитации. Главной
сферой самореализации школьников
является развитие творческих компетенций,
профессиональное самоопределение,
поэтому задача классного руководителя
– предоставить ребенку возможность
попробовать свои силы в различных
областях творческой деятельности.

Задачи процессуального
характера предполагают умение планировать,
контролировать и корректировать
воспитательную деятельность педагога,
педагогическую рефлексию.

Содержание
деятельности классного руководителя
и его задачи конкретизируется в его
плане воспитательной работы с классом.
Там они, как правило, определяются в
виде нескольких направлений, или
программ, воспитательной работы. О.С.
Газман и И.В. Иванов выделяют, например,
такие направления, как «Здоровье»,
«Учение», «Общение», «Досуг». Возможны
и другие варианты.

Деятельность
классного руководителя сельской школы
имеет свои специфические особенности,
связанные с создание разновозрастных
объединений из-за малой комплектации
учащихся в классах, дефицитом общения
сельских школьников, повышением их
культурного уровня и воспитанием
хозяйственной позиции.

В соответствии со
своими функциями и задачами классный
руководитель осуществляет отбор форм
работы с учащимися: по видам деятельности,
по субъекту организации, по времени
проведения, по числу участников
(коллективные, групповые, индивидуальные),
по результату и т.д.

Эффективность
деятельности классного руководителя
определяется по двум группам показателей
– результативные критерии, отражающие
уровень достижений воспитанников в
своем социальном развитии, и процессуальные
критерии, позволяющие оценить
управленческие функции классного
руководителя. Если эти показатели
(результативные и процессуальные)
высоки, то можно говорить об эффективности
труда классного руководителя. При этом
учитываются позитивные изменения в
уровне воспитанности учащихся и их
взаимоотношениях, зависящие от стиля
руководства классом и стиля общения
воспитателя с детьми. (В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Роль классного руководителя

в системе воспитания школьников»

Как важен, велик и священен сан воспитателя:

в его руках участь целой жизни человека.

Ученик никогда не превзойдёт учителя,

если видит в нём образец, а не соперника.

(Виссарион Григорьевич Белинский)

Деятельность современного классного руководителя
является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом
реализации индивидуального подхода к ученикам. Обусловлена она современными
задачами, которые ставят перед школой мировое сообщество, государство,
родители, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального
духовного, умственного, физического совершенства.

В условиях реализации новых образовательных стандартов
классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего в
отношении ребенка. Его деятельность должна способствовать формированию
инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления
инновационной активности детей.

Актуальной становится социальная деятельность
классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с
целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической
напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных
личностей с разными стартовыми возможностями.

Основные результаты воспитания определяются
постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного
и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного
руководителя.

Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение
их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их
духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный
процесс сознательным и целенаправленным.

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто
воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память
остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который
помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к
ребенку в педагогическом коллективе школы.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует,
организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность
обучающихся своего класса. Исходя из педагогической ситуации, современный
классный руководитель в своей деятельности применяет разнообразные формы
воспитательной работы с ученическим коллективом:

·       
беседы,

·       
дискуссии,

·       
игры,

·       
состязания,

·       
походы и экскурсии,

·       
конкурсы,

·       
общественно полезный и
творческий труд,

·       
художественно-эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Каким же должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Классный руководитель проектирует воспитательную
систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со
временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории
и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных
документах. Классный руководитель изучает новинки информационных технологий.
Мечта любого классного руководителя — создать единый дружный коллектив. Работа
классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять
систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие — коллектив детей,
ученика воспитывает дух коллектива.

В процессе своей деятельности современный классный
руководитель в первую очередь взаимодействует
с учителями-предметниками, привлекает учителей к
работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной
работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях,
тематических вечерах и других мероприятиях.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от
медицинских работников.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания
является семья. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и
родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет
достигнута наибольшая эффективность.

Сотрудничество с родителями предполагает всестороннее
и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного
воспитания ребёнка. Эффективность воспитания детей в семье в значительной
степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно
обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка,
формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных
качеств. Поэтому, в работе значительное место отводится психолого- педагогическому
просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги
успеваемости и поведение детей, но и анализируются различные педагогические
ситуации, проводятся психологические игры – тренинги, в системе проводится
работа электронного журнала, где родителям демонстрируются новости и фото о
делах класса.

В практике воспитательной работы   уделяется
большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных
мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной
 семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.

Формы работы с семьей

· групповые (родительские собрания)

· индивидуальные (беседы по вопросам воспитания,
консультации, посещение семьи)

· анкетирование

· практикумы

· разработка памяток

· практическая совместная работа детей,
родителей
(праздники, игры,
концерты, соревнования, акции, проекты, театры)

В системе  используется прием убеждения – это
воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у
них положительных качеств и преодоления отрицательных. Классный руководитель
проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступает как
основной организатор духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное
время. Передо ним стоит важнейшая задача по воспитанию у обучающихся
нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения.
В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в
практическую трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей
классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной
воспитательной работы моральному развитию школьников.

Наиболее распространённой формой воспитательной
работы
являются:

·       
классные часы,

·       
диспуты, на которых обычно
проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе,
справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности
и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем.

Они имеют целью обогатить моральными представлениями и
понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с
правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к
своему поведению и поведению других людей. Основное требование к классному часу
это активное участие в нём всех обучающихся.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей
природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные
качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны
закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души,
уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Большую помощь в воспитании обучающихся оказывает
участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует
большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях
, спортивных соревнованиях дети чувствуют себя более раскованными и культурными
в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и
другие качества.

Меняются государственные системы, методы, средства,
программы, но не меняется желание родителей, педагогов, общества сделать из
ребёнка хорошего, доброго, порядочного человека.

Ребенок — горящий факел! Это, то живое пламя, горючим
материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя
классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все
ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать огонь в
каждом ребенке. Я  желаю , чтобы каждый классный руководитель поддерживал этот
огонь в каждом своем ученике.

учитель начальных классов

Белоножка А.В.

Обновлено: 23.09.2023

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

Готовые работы на аналогичную тему

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция «основные характеристики деятельности классного руководителя» по дисциплине Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя для групп специальности «Преподавание в начальных классах»

Основные характеристики деятельности классного руководителя

Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. воспитательной работы в порученном ему классе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива — это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы — ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей.

Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1. Формирование и развитие коллектива класса.

2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3. Формирование здорового образа жизни.

4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5. Защита прав и интересов обучающихся.

6. Организация системной работы с обучающимися в классе.

7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

— определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

— определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

— учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

— обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2. Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3. Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Похожие статьи

Сотрудничество классного руководителя. | Рубрика: Педагогика

классный руководитель, педагогическая команда, дальнейшая успешная социализация, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, психологический микроклимат, совместная деятельность.

Основные методы педагогической поддержки социализации.

4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность. 5. Рефлексивный ситуационный классный час. 6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.

Организация самоуправления в классе как средство успешного.

Система самоуправления класса выполняет следующие задачи: – развитие детского коллектива

Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии.

Специфика работы классного руководителя 5-9 классов.

Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.

Использование современных технологий в воспитательной работе.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы.

Роль классного руководителя в становлении и формировании.

Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам.

Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии.

Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой.

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика.

Сотрудничество классного руководителя. | Рубрика: Педагогика

классный руководитель, педагогическая команда, дальнейшая успешная социализация, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, психологический микроклимат, совместная деятельность.

Основные методы педагогической поддержки социализации.

4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность. 5. Рефлексивный ситуационный классный час. 6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.

Организация самоуправления в классе как средство успешного.

Система самоуправления класса выполняет следующие задачи: – развитие детского коллектива

Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии.

Специфика работы классного руководителя 5-9 классов.

Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.

Использование современных технологий в воспитательной работе.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы.

Роль классного руководителя в становлении и формировании.

Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам.

Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии.

Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой.

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика.

Учительница у доски

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Содержание Свернуть

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Учительница и ученица у доски

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Ученики с учительницей

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Чем интереснее формы работы с учениками - тем лучше

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Хороший классный руководитель уделяет внимание развитию каждого ученика и класса в целом

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.
  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Учительница

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Читайте также:

      

  • Расскажите о формах болезни движения и их профилактике кратко
  •   

  • Гендер и политика различные подходы кратко
  •   

  • Сценарий мероприятия о хлебе для начальной школы
  •   

  • Каковы основные поражающие воздействия авиабомб кратко
  •   

  • Влияние физических упражнений на дыхательную систему кратко

Тема: Классный руководитель в воспитательной системе школы. Обязанности классного руководителя.

План:

  1. Задачи классного руководителя.

  2. Функции классного руководителя.

  3. Обязанности классного руководителя.

  4. Формы работы классного руководителя.

  5. Работа классного руководителя по изучению учащихся.

  6. Работа классного руководителя с учителями- предметниками.

  7. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

1.Задачи классного руководителя.

Классный руководитель это основной и непосредственный организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководителя сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934г.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  1. Формирование и развитие коллектива класса.

  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

  3. Защита прав и интересов обучающихся.

  4. Организация системной работы с обучающимися в классе.

  5. Организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса.

  6. Организация социально-значимой деятельности обучающихся.

  7. Формирование здорового образа жизни.

  8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

2.Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующая предполагает:

  • Установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

  • Проведение консультаций, бесед с родителями.

  • Организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий).

  • Работа с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателем ГПД.

  • Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя).

  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, тематических и других мероприятий.

  • Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

2. Коммуникативная функция заключается:

  • В формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе.

  • В обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.

  • В содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.

  • В оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.

3. Контрольная функция заключается:

  • Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4. Аналитико-прогностическая функция:

  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

3. Обязанности классного руководителя:

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно условно разделить на 5 групп:

  1. организация деятельности классного коллектива;

  2. организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;

  3. организация жизни класса во внеурочное время;

  1. изучение личности и коррекция воспитания;

  2. работа с родителями;

В первую группу «Организация деятельности классного коллектива» входят следующие обязанности:

1. изучение дел учащихся и ведение классного журнала;

  1. организация деятельности класса: распределение поручений в классе, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий;

  2. организация дежурства по школе и столовой;

  3. соблюдение санитарных норм прикреплённого класса;

  4. забота о внешнем виде учащихся;Ш-126

  5. организация питания учащихся;

  6. организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.

Во вторую группу «Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся» включены следующие его обязанности:

1. систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;

  1. организация помощи в учёбе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашнего задания;

  2. воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;ш-23

  3. создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебных материалов;

  4. координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;

  5. работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;

  6. создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, экскурсии, выставки);

  7. развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря;

Третья группа «Организация жизни класса во внеурочное время» включает в себя следующие обязанности:

1.создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;

  1. развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;

  2. организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;

  3. вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;

  4. организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;

  5. охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья каждого ученика на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её;

  6. помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;

  7. организация и проведение часов общения, тематических классных часов.

Четвёртая группа «Изучение личности и коррекция воспитания» включает в себя следующие обязанности:

1. привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью;

  1. привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;

  2. воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;

  3. воспитание гражданственности.

  4. работа с характеристикой класса и отдельных учащихся

Пятая группа «Работа с родителями» выглядит так:

  1. изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;

  2. индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;

  3. проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

  4. привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

5.проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;

6. влияние на общение родителей с детьми;

7.защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.

4.Формы работы классного руководителя:

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

5. Работа классного руководителя по изучению учащихся:

Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьёзных просчётов и педагогических ошибок.

Изучение школьников классными руководителями проводится с помощью различных методов. Важнейшими их них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент.

Как же использовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведёт себя не спокойно, на переменах с криком бегает по коридору, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней работы.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится той или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учёбе, характере отношений с одноклассниками.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.

Посещение учащихся на дому позволяет накапливать представления о том, как живёт и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдается режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свободное время. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы. Всё это даёт материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую раньше уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять в ней участие тем, кто пожелает сам. И вдруг оказывается, что те, кого часто хвалят за успеваемость и общественную активность, не изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что нужно с этими учащимися усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Всё это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вёл дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.

6. Работа классного руководителя с учителями-предметниками.

Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышение качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного ученика и попросить учителя учесть их в своей работе.

Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.

7.Работа классного руководителя с родителями учащихся.

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Большое место в работе классного руководителя с семьёй занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводится родительское собрание, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда срочно требуется вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает их на дому или приглашает в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учёбы или поведения учащихся.

Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошёл в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а так же за поведением вне школы.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться и д.р.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в тоже время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий могут проводить с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимать участие в организации экскурсий.

10

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Руководство по сборке змз 409
  • Пингвин из носка своими руками пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации ваз 21124 16 клапанов
  • Индукционная варочная панель midea mih32730fw инструкция
  • Циклоптик глазные капли инструкция по применению детям

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии