Господство руководство организация контроль координация это

Понятие власти

I Власть

Понятие власти можно рассматривать в узком и широком смыслах:

Власть (в широком смысле) — способность и возможность достигать определенных целей, реализуя свою волю через воздействие на других лиц, с помощью различных инструментов (авторитета, насилия, права и др.)

Власть (в узком смысле) — механизм организации совместной деятельности людей, базирующийся на целесообразном разделении управления и подчинения, что обеспечивает.

Компоненты власти

Ресурсы власти — то, благодаря чему осуществляется власть

(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Субъекты власти — те, кто управляет, властвует

(человек, общность людей, организация, народ и др.);

Функции власти — то, для чего она существует

(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Объекты власти — те, над кем осуществляется власть, те, кто подчиняются

(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти — то, благодаря чему мы захватываем власть

(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Основания власти — то, на что опирается власть

(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания).

Классификации (типологий) власти

  • По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и др.

  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

  • По правовому признаку: легальная, нелегальная

  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

  • По сфере воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

II. Политическая Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Признаки политической власти

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

  • Действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть также имеет множество разновидностей.

Типы политической власти

  • С точки зрения своего предназначения: законодательная, исполнительная, судебная.

  • По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

  • По основному субъекту: монархическая, республиканская.

Функции политической власти

  • Формирование и организация политической жизни общества.

  • Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений.

Создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства)

Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.

Харизматический — опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти

  • Ограниченность территорией — это базовое условие существования государства.

  • Публичный характер — т.е. выступает от имени общества.

  • Суверенный характер — т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений.

! Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

III Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Законодательная власть — представляет интересы граждан, издает законы.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации.

Исполнительная — управляет государственными делами.

Правительство РФ.

Судебная — следит за соблюдением законов органами власти.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребление властью одной из ветвей, обеспечить качественное управление государством, а также предотвратить возможность диктатуры и авторитаризма.

Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

1. Политическая власть выполнил:студент гр.пб 134 Арсалунова наталия проверил: болдонов А.Л

2.

ПЛАН:
1.Понятие. Особенности. Функции. Формы. Средства
политической власти.
2.Легитимность власти. Объекты. Субъекты.
3.Направления и концепции политической власти
4.Типология
5.Важность политической власти
6. Вывод

3.

Власть – это реальная способность тех
или иных социальных сил или личности
осуществлять свою волю по отношению к другим
социальным силам или личности.

4.

Полити́ческая вла́сть —
способность одного человека
или группы лиц контролировать
поведение граждан и
общества, исходя из
общенациональных или
общегосударственных задач.

5.

Политическая власть всегда :
носит
общественный характер;
проявляется через функционирование специальных структур;
предполагает использование принуждения,
традиций, морального влияния;
предполагает систему идеологических и
правовых норм.

6. Особенности политической власти

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой
иной власти. Политическая власть может ограничить влияние
мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе
ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает,
что политическая власть обращается от имени всего общества
ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия
решений. В отличие от политической власти, экономическая,
социальная, духовно-информационная власти полицентричны,
так как в рыночном демократическом обществе существует
много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и
т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно
государство, использует не только принуждение, но и
экономические, социальные и культурно-информационные
ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении
граждан.

7. Атрибуты политической власти:

Экстевнивность
— число объектов,
широта воздействия власти.
Обширность
— число сфер, в которых
осуществляется власть.
Интенсивность — мера воздействия
власти на ее объект.

8. основные функции власти:

— выработка стратегии управления
обществом;
— разработка, принятие конкретных
решений по основным направлениям
развития общества;
— оперативное управление и
регулирование общественными
процессами;
— контроль за важными параметрами
стабильности и направленности развития
общества;
— принуждение во имя социально
значимых целей и сохранения стабильности
— достижение общественного согласия
(консенсуса)

9. Политическая власть имеет следующие формы:

По способам
взаимодействия
субъекта и объекта
власти:

демократические;
авторитарные;
либеральные;
тоталитарные
По функциям
государственных
органов различается
власть:
— законодательная;
— исполнительная;
— судебная

10. Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Основными формами осуществления власти являются:

господство;
руководство;
управление;
координация;
организация;
контроль.

11. Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:

право;
авторитет;
убеждение;
традиции;
манипуляции;
принуждение;
насилие.

12. Легитимность политической власти

Слово «легитимность» происходит от
латинского «legitimus» – законный.
Легитимность — это качество
взаимоотношений власти и
подвластных, которое выражается в
добровольном признании ценности
власти, в ее праве управлять.

13.

14. Источники власти:

Авторитет, сила, престиж, закон, богатство,
знание, харизма, тайна, интерес.

15. Субъекты власти:

государство и его институты;
политические элиты и лидеры;
политические партии

16. Объекты власти:

индивид;
социальная группа;
класс;
общество.

17. соотношение политической и государственной власти

Политическая власть выступает как
фактическое соотношение классовых и иных
социальных сил.
Государственная власть — это
непосредственный продукт политической
власти, она носит политический характер, т.к
государство в своей деятельности затрагивает
интересы всех слоев населения.
Ни политическая власть не сводится к
государственной, т.к включает также власть и
влияние партий, лидеров, общественных
организаций и т.д.,
Ни государственная — к политической.

18. Системное направление современных концепций политической власти:

ориентировано
на поиски тайны власти
в общественных структурах;
основу властеотношений видит в
противоречии или несимметричности
функций как выражении общественной
системы;
потребность власти видит в
противоречиях между запросами,
интересами, ожиданиями и
возможностями;
определяет власть как производную от
статуса субъекта способность
действовать, ставить условия.

19. Концепции и трактовки политической власти

Институциональная: власть рассматривается как
способность соц.институтов выполнять свои функции
Бихевиористская: власть контролирует поведение
граждан.
Дуалистическая: — способность правительства управлять
— согласие граждан подчиниться
Социологическая: власть как общественные отношения
между крупными социальными структурами.
Марксистско-ленинская: понимает политическую власть
как волю класса, как господство одних над другими, как
подчинение организованной силе.

20. Основные положения бихевиористского направления:

основа властеотношений — контроль одного
субъекта над другим;
некоторые исследователи видят исходное начало
власти в воле, как естественном свойстве
человека, в его агрессивности и стремлении к
большему и лучшему;
власть проявляется в силе, способностях
(руководителя), и люди жаждут быть в услужении
(подчинении), стремятся присоединиться к воле
кого-либо;
человек-первоисточник власти;
критическое отношение к особой роли государства
в упорядочении отношений между людьми.

21.  Типология политической власти по следующим признакам

По степени институциализации власть различают:
— Институционно организованная власть в форме различных
учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней,
иерархий типа: распоряжение-подчинение. (президентская
власть, правительственная, муниципальная)
— Неинституционная, неформальная власть — власть в малых
неформальных группах.
По объему прерогатив власти различают:
— международная власть всемирных организаций;
— международная власть союзов, блоков стран;
— власть государства во внешнеполитических отношениях;
— государственная власть;
— ассоциативная власть (партийная, групповая, местной
администрации).

22.

По субъекту власти:
— личная (царская, королевская, президентская и т.п.);
— коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);
— парламентская;
— правительственная;
— судебная.
По структуре правящего субъекта власть различается:
— единоличная (монарх, диктатор);
— единоначальная (президент, премьер-министр);
— полиархическая (группа власти, олигархия).
По применяемым методам выделяются:
— власть-господство;
— власть-насилие;
— власть-авторитет;
— харизматическая власть и др.

23.

По режиму правления:
— демократическая;
— авторитарная;
— деспотическая;
— тоталитарная;
— бюрократическая и др.
По социальному типу :
— рабовладельческая;
— феодальная;
— капиталистическая;
— социалистическая.

24. В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, власть инклюзивна (от лат. «инклюзере» включать), проникает и функционирует во всех сферах
общественной жизни.
Во-вторых, власть регулирует общественные
отношения (между государством и партиями, между
группами людей и т.д.).
В-третьих, власть необходима для организации
общественного производства.
В-четвертых, власть подчиняет всех членов
общества (государства) единой воле.
В-пятых, поддерживает целостность и единство
общества как социального образования.
В-шестых, власть выполняет роль связующей
компоненты людей и социальных групп внутри
общества.

25. Выводы:

Власть — это специальный социальный
институт, который упорядочивает социальные
отношения и поведение индивида.
Политическая власть — определяет
воздействие на поведение масс, групп,
организаций с помощью средств, которыми
обладает государство. В отличие от нравственной
и семейной власти политическая власть носит не
личностно-непосредственный, а общественноопосредованный характер.
Политическая власть проявляется в общих
решениях и решениях для всех, в
функционировании институтов (президент,
правительство, парламент, суд).
Политическая власть мобилизует на
достижение целей большие массы людей,
регулирует отношения между группами во
имя стабильности, общего согласия.

Обновлено: 23.09.2023

  • Влияние, оказываемое на других людей;
  • достижение определенных целей;
  • возможности использования определенных средств;
  • особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
  • особый вид отношений между управляющим и управляемым;
  • возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях
  • быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
  • иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями ее формирования (Интервенция, Гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная сеть карательных
органов.

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами тру-
да и т.д.).

Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.

Структура власти

  • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
  • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
  • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
  • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
  • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
  • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти

  • Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
  • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права)

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • право на принуждение в отношении общества и личности;
  • легитимность;
  • суверенитет.

Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Принципы суверенитета

Принципы легитимности

  • Верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.
  • Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами
  • Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.
  • Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.

Типы легитимного господства по М. Веберу

Признак

Легальное

господство

Традиционное господство

Харизматическое

господство

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-ти­ческое) господство основывается на признании добровольно уста­новленных юридических норм, направленных на регулирование от­ношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регу­лярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и кон­троль за ними со стороны политических институтов.

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последова­телей. Условный характер харизматических отношений, как прави­ло, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Описанные типы легитимности в реальной политической прак­тике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитим­ность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчине­ния власти выступают интерес и вера в справедливость демократичес­ких процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (со­хранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным вклю­чением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия вла­сти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

  • власть монарха опиралась на Божественное право и священность прин­ципа престолонаследия;
  • источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
  • абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеоло­гию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно до­полнялась идеологической;
  • власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная мо­нархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населе­ния страны.

После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка со­здать новый, советский, тип легитимности, отличный от традицион­ного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитим­ность с харизматической:

  • идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
  • фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уро­вень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
  • лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
  • по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их хариз­ма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитим­ность которой вобрала в себя элементы:

  • традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отож­дествляется с монархом);
  • харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммуни­сты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
  • рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верова­ния, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической и социальной нестабильности сни-жает воз­можности власти, поскольку ее собственная социальная база еще неве­лика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам много­элементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством насе­ления), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Гарантией для проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; способность мобилизации всех средств;

3) последовательность политического разговора, которая выражается в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы цели, которым должна служить власть;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

5) умение обеспечить поддержку групп общества, позиции и действия которых играют в реализации решения большую роль.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.

Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.

Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности.

Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности

Сфера

жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

В последнее время в различных странах сформи­ровались новые тенденции в развитии политической власти.

Новые тенденции в развитии политической власти

  • Демократизация власти, или отказ от авторитар­ных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демок­ратических тенденций проявляется в повышении воздействия на власт­ные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах граж­данского общества;
  • интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодатель­ство отдельных стран;
  • разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
  • негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
  • высокие темпы бюрократизации аппа­рата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функ­ции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Содержание

Содержание

  • Политическая власть и ее понятие
  • Структура политической власти
  • Функции власти и ее разделение
  • Ресурсы, сила, основания, легитимность власти
  • Политический режим, как механизм власти
  • Типы политических режимов и их сравнение
  • Государство и его значение в организации политической власти

Политическая власть является одной из важнейших составляющих управления государством. Ее главная задача – организация производственного процесса, установление порядков, которому обязано следовать общество, принятие важных решений, влияющих на развитие и экономическое состояние государства.

Политическая власть и ее понятие

Для воздействия на людей субъект власти использует различные методы, например:

  • принуждение;
  • мотивацию;
  • традиции;
  • устоявшиеся или моральные нормы;
  • идеологию;
  • правовую систему и т.д.

Политическая власть не может существовать без двух важных составляющих. Во-первых, субъект обязан иметь физическую и моральную возможность управлять людьми, к примеру, авторитет, принуждение. А во-вторых, у него должна быть способность воздействовать на общество, например, принятые законодательные акты, права.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Важно! Политическая власть не имеет единой структуры. Все зависит от ее субъекта и объекта, политического режима, формы государства.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Важно! Субъект политической власти обладает главным ресурсом управления – государством. В его арсенале находятся разнообразные по своей силе и методам воздействия инструменты: армия, правоохранительные органы, тюрьмы, политическая, экономическая системы и др.

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный. Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Государство и его значение в организации политической власти

Главным ресурсом управления является государство. Так называют институт политсистемы, который способен не только контролировать, но и направлять, организовывать отношения между людьми и структурами. Каждое государство имеет свою территорию, народ, который там проживает, госаппарат и независимость.

Государство вправе принимать законы, использовать любые методы убеждения людей, выпускать деньги, взимать с граждан налоги. Государство обязано обеспечивать законность, правопорядок, организовывать хозяйственную, культурную, социальную, образовательную деятельность, защищать свой народ и вести международную работу.

Государство может быть монархическим или республиканским. Первая форма характеризуется тем, что страной в основном управляет один человек или конкретная группа лиц, а при второй – высшие органы власти меняются и избираются народом.

Также, государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным. Например, Россия – это республиканская федеративная страна с демократическим политическим режимом правления.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Читайте также:

      

  • Отношение к животным в россии кратко
  •   

  • Жизненный цикл программного обеспечения это кратко
  •   

  • Преимущества активного образа жизни кратко
  •   

  • Визит тарантьева к обломову кратко
  •   

  • Кратко о москве детям

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Источник власти

авторитет, сила, закон, богатство, знание,
харизма и др.

Субъект власти

Функции власти

Средства власти

Объект власти

государство, парламент, политический лидер, политические партии и др.

господство, руководство, управление, координация, организация, контроль

принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др.

человек, масса, социальные слои и группы, и др.

Власть – это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в то числе и принуждение

Виды власти

Политическая

Экономическая

Принудительная

Социальная

Культурно-информационная

Способность и умение реализовать функцию общественного управления

Контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности

Контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы

Контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий

Контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения

Основные принципы устойчивости власти

легитимность

результативность

Цель разделения властей

предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении

Теория разделения властей
(Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон,
Д. Мэдисон)

Основные положения

законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности

Разделение властей и их функции

Законодательная
(парламент)

Исполнительная
(правительство)

Судебная
(судьи всех уровней)

представляет интересы граждан, издает законы

управляет государственными делами

следит за соблюдением законов органами власти

Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации)

Политические отношения

Политическая
система общества
– это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть

Политические
взгляды, идеи

Политические и правовые
нормы и ценности

Политическая
культура

Функции
политической системы

определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности

организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ

распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей

согласование интересов государства и социальных общностей

формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими

утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности

законотворчество

Политическая организация общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами

Структура

Государство
(система государственных органов)

Политические
партии

Общественно-политические движения и организации

Теологическая

Патриархальная
(Р. Филмер)

государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле

Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу

Основные теории
происхождения
государства

Классовая
(К. Маркс,
В.И. Ленин)

Договорная
(Г. Гроций,
Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк)

Теория насилия
(Е. Дюринг,
Л. Гумплович)

Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов

Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав

Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны

Признаки государства

Функции государства

1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)

1. Политическая  государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов

внутренние

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

2. Экономическая  государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)

3. Социальная  осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры

4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)

4. Идеологическая  воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации

5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию

1. Участие в решении глобальных проблем

внешние

6. Обязательность членства в государстве

2. Обеспечение национальной безопасности

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества

4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства

Принципы организации
и деятельности

Состав

– принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

государственные органы – это составные части механизма государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства

– принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц

– принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

Признаки

– принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата

– представляют собой самостоятельные элементы государственного аппарата

– принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов

– наделены властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения

– принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни

– образуются и действуют на основе правовых актов, которые определяют их компетенцию

– принцип федерализма (в федеральных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

Форма государства – указывает, как организованы и функционируют государство и право

Форма
правления

Форма
государственного
устройства

Политический
режим

определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти

определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей

совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

монархия

республика

унитарное
государство
федеративное
государство
конфедеративное
государство

тоталитарныйавторитарныйдемократический

абсолютная
(Саудовская Аравия, Катар, Оман)

президентская (США, Аргентина, Бразилия)

полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия)

дуалистическая (Иордания, Кувейт,
Марокко)

парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия)

парламентарная (Великобритания,
Швеция, Норвегия)

Виды монархии и их признаки

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентарная

1. Принадлежность законодательной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2. Осуществление исполнительной власти

монарх

формально – монарх, фактически – правительство

3. Назначение главы правительства

монарх

формально – монарх, но с учетом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

перед монархом

перед парламентом

5. Право роспуска парламента


(парламент)

у монарха
(неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

6. Право veto монарха на решения парламента

абсолютное veto

предусмотрено, но не используется

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт

Великобритания, Япония, Испания

Виды республик и их признаки

Линии сравнения

Президентская

Полупрезидентская
(смешанная)

Парламентская

1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность

7. Современные государства

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия, Австрия

Италия, Индия, ФРГ, Швейцария

Формы
территориально-политического устройства

Унитарное
государство

Федеративное
государство

Конфедеративное
государство

единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориаль­ных единиц, не обладающих собственной государственностью

устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство

постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы

централизованные государства
(Великобритания, Швеция, Дания)

децентрализованные государства (Франция, Италия,
Испания)

США,
Германия,
Мексика,
Бразилия,
Швейцария,
Россия

США (1776-1787)
Швейцария (до 1848)
Германия (1815-1867)

представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией

крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена

Политические режимы

Линии сравнения

Виды режимов

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

1. Формы

Непосредственная и представительная демократия

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока

2. Социальная база

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения

Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь

3. Государственное устройство

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

«Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни

4. Партийная система

Многопартийность

Государство одной партии

Правящая партия огосударствлена

5. Оппозиция

Действует легально

Отрицается

Ее деятельность ограничена жесткими рамками

6. Правовой принцип

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

7. Права человека

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

8. Экономика

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина

Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

9. Идеология

Политический плюрализм

Существует единственная обязательная официальная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного аппарата

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями

Мажоритарная система

Пропорциональная система

способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов

способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов

разновидности

абсолютного
большинства

относительного
большинства

(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50%+1 голос)

(побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности)

Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент

Объединение различных интересов происходит после выборов

Действует на основе создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы

Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции

Применяется в США, Индии, Японии

Применяется в Италии, Израиле и др.

Политическая идеология – систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевывания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты

Виды политической идеологии

Либерализм

Консерватизм

Социал-
демократизм

Коммунизм

Фашизм

– Абсолютная ценность человеческой личности

– Ограничение объема и сфер деятельности государства

– Свобода частной собственности

– Политическое равенство всех людей

– Общество изменяется при помощи реформ

– Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность

– Укрепление устоев государства

– Против государственного капитализма

– Обществу присуще неравенство

– Общество изменяется эволюционно

– Свобода личности, социально-экономическое равенство, справедливость

– Отказ от классовой борьбы

– Эволюционное развитие общества в сторону социализма

– Превосходство рабочего класса над другими социальными группами и установление его диктатуры

– Пролетарский интернационализм

– Классовая борьба

– Уничтожение частной собственности

– Революционный переход к социализму

– Расовое превосходство

– Социализация производства

–Подчинение интересов личности интересам государства

Социальная база

Мелкая и средняя буржуазия, торговцы, интеллигенция, рабочие

Крупная промышленная и финансовая буржуазия, интеллигенция, верующие, зажиточные слои крестьянства

Мелкая и часть средней буржуазии, пролетариат, часть крестьянства

Люмпенизированные элементы, часть рабочих и крестьян

Люмпенизированные слои, часть рабочих и крестьян, интеллигенция и буржуазия

Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении

Классификация

по участию в осуществлении власти

по характеру
членства

по шкале
политического спектра

правящие – это те партии, которые находятся у власти

кадровые партии

– немногочисленны;
– в них свободное членство;
– опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту;
– в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию;
– проводят деятельность только в период выборов

левые партии

– за реформы;
– за вытеснение частного сектора;
– социальная защита трудящихся;
– радикально-революционные методы действия

оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть

массовые партии

– многочисленны;
– в них преобладает воспитательная функция;
– отличаются тесной связью между членами партии;
– в них есть жесткая дисциплина;
– есть первичные парторганизации;
– их деятельность проводится систематически

центристские партии

– компромисс;
– сотрудничество

правые партии

– за сильное государство;
– охрана частной собственности;
– за стабильность;
– отрицательное отношение к революции

Борьба за власть
в государстве
и влияние на политику государства

Участие
в осуществлении
власти

Участие
в формировании
органов власти

Политическое
воспитание

Формирование
общественного
мнения

Подготовка кадров
политиков

Выражение интересов
социальных групп

Партийная система – это совокупность легально действующих партий и отношений между ними

Альтернативная

Неальтернативная

1. Существует, по крайней мере, одна оппозиционная легальная партия, которая может прийти к власти законным путем (Япония)

1. Не существует реальной возможности для прихода к власти оппозиции (Саудовская Аравия, Катар, Бруней)

2. Двухпартийная система (США, Великобритания)

2. Однопартийная система (КНДР, Куба)

3. Многопартийная система (ФРГ, Италия, Франция и др.)

3. Существует много партий, ведущих борьбу за власть, но власть реально принадлежит надпартийной силе (армия, церковь) (Чили 80-х гг. ХХ в.)

Мыслители о сущности гражданского общества

Мыслитель

Основные идеи

Т. Гоббс, английский философ

Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом

Дж. Локк, английский философ

Гражданское общество – это общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы

Ш.Л. Монтескье, французский философ

Гражданское общество – это общество вражды людей друг с другом, которые для прекращения этой вражды преобразуются в государство

Т. Пейн, американский просветитель

Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства. Гражданское общество – благо, а государство – неизбежное зло

Г. Гегель, немецкий философ

Гражданское общество – сфера реализации особенных частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан

К. Маркс,
Ф. Энгельс, немецкий социологи, политические деятели

Гражданское общество – сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство

Предпосылки гражданского
общества

Экономические

Социальные

Политико-
правовые

Культурные

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция

Большой удельный вес в обществе среднего класса

Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм

Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Структура

Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества

Научные и культурные организации, спортивные общества

Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы

Независимые средства массовой информации

Церковь

Семья

В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу

как противопоставление дикости (анархии)

как противоположность церкви (религиозным обществам)

как комплекс общественных отношений, противоположных государству

как конкретный феномен западной цивилизации

Гражданское общество

Этапы формирования

Функции

I. (XVI-XVII вв.) – складывание экономических и политических предпосылок его существования, переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики)

II. (XVIII- конец XIX вв.) – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции

III. (XX в.) – превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства

Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан

Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики

Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы

Гражданское общество
и государство

Органы местного самоуправления – это органы демократической самоорганизации граждан

Муниципальное образование (город, район, село)

Население управляет посредством:

– схода, то есть общего собрания жителей;

– референдума;

– прямых выборов органов самоуправления

Представительный орган

Выборный орган

Выборное собрание (дума, муниципальный комитет и т.п.)

Глава муниципального образования – мэр, староста, глава администрации и т.д.

Назначаемый главой муниципального образования аппарат управления – администрация

Главная цель

Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества

обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах

Признаки

– Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права

– Существует реальное разделение властей

– Взаимная ответственность личности и государства

– Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью

– Равенство всех перед законом

– Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов

– Стабильность законности и правопорядка в обществе

Пути формирования

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности

Основывается на:

Обеспечивает

– достаточно высоком уровне экономического развития

– движение к утверждению в обществе социальной справедливости

– демократизме политической системы

– ослабление социального неравенства

– компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества

– предоставление каждому человеку работы или иного источника существования

– развитии системы социального партнерства

– сохранение мира и согласия в обществе

– повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов

– формирование благоприятной для человека жизненной среды

Принципы
социального государства

Социальная
справедливость

Социальный
мир

Гражданское
согласие

В широком смысле слова

В узком смысле слова

форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду

форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки

Демократия

непосредственная
(прямая)

партиципационная
(демократия участия)

представительная
(репрезентативная)

непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни

участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства

опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве

Выборы

Референдум

– принцип большинства

– право меньшинства на оппозицию

– свобода, равенство

– принцип разделения властей

– многопартийность

– равенство в избирательных правах

Принципы

комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций

всенародное голосование (опрос) по общественным вопросам государственной, политической жизни

Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения

Знания и представления о политике

Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)

Способы практических политических действий

Политическое
сознание

Политическое
поведение

Функции

идентификация, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни;

социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграция (дезинтеграция), обеспечивающая различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

коммуникация, связанная с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

Типы политической культуры

Патриархальный тип

Подданнический тип

Активистский тип

– Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

– Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

– Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии

– Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

– Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе

– Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п.

– Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.).

– Активно, сознательно участвует в политических процесса общества

Структура государственной власти

в Российской Федерации

Государственный аппарат
(федеральный уровень)

Президент РФ

Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ

Органы
законодательной
власти

Органы исполнительной
власти

Органы
судебной
власти

Прокуратура

Федеральное
собрание

Правительство

Совет
Федерации

Государственная Дума

Председатель

Конституционный суд России

Зам. председателя

Верховный суд
России

Министры

Высший Арбитражный суд России

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Камелин лекарство инструкция цена в россии купить
  • Рис 1 стили руководства
  • Женский стимулятор пингвин инструкция по применению
  • Псн недвижимость руководство
  • Семпай от вредителей инструкция по применению отзывы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии