Главной задачей внутренней политики ссср во второй половине 1940 х гг сталинское руководство считало

  • Печать

Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине
1940-х гг. сталинское руководство считало
1) смягчение цензуры, проведение политики гласности
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным
хозяйством
4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

Решение.

Экономическая политика советского государства развивалась так же противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.

Ответ. 2

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Демонстрационный вариант (VIII).

(Ответы в конце теста)

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1)  Ливонская война

2)  Смоленская война

3)  поход Ермака в Сибирь

4)  поход Ивана III на Великий Новгород

2. Кто  из  князей  вошёл  в  историю  под  именем  первого «собирателя  русских земель»?

1)  Иван Калита

2)  Александр Невский

3)  Владимир Мономах

4)  Дмитрий Донской

3. Полюдьем в Древней Руси называли

1)  собрание мужчин-общинников

2)  военное формирование, находящееся на службе у князя

3)  сбор князем дани с подвластных земель

4)  пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца

4. Что  из  названного  было  результатом  военной  реформы,  проведённой Избранной Радой в середине XVI в.?

1)  создание стрелецкого войска

2)  создание регулярной армии

3)  создание гвардейских полков

4)  формирование полков иноземного строя

5. Кто из названных лиц был архитектором?

1)  Матвей Казаков

2)  Симеон Полоцкий

3)  Фёдор Волков

4)  Михаил Щепкин

6. Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием

1)  Петра III

2)  Анны Иоанновны

3)  Екатерины II

4)  Алексея Михайловича

7. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России

1)  было ликвидировано патриаршество

2)  был учреждён Святейший Синод

3)  была проведена секуляризация церковных земель

4)  возник церковный раскол

8. Прочтите  отрывок  из  Новгородской  летописи  и  укажите,  какое  событие нашло отражение в этом отрывке.

«И  начал  тогда  князь  великий  наступать.  Гремят  мечи  булатные  о шлемы  хиновские.  Поганые  прикрыли  головы  свои  руками  своими.  И  вот поганые  бросились  вспять.  Ветер  рвёт  в  стягах  великого  князя  Дмитрия Ивановича,  поганые  спасаются  бегством,  а  русские  сыновья широкие  поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда  князь  великий  Дмитрий Иванович  и  брат  его,  князь  Владимир Андреевич,  полки  поганых  вспять  повернули  и  начали  их  бить  и  сечь беспощадно, тоску на них наводя…»

1)  Ледовое побоище

2)  Куликовская битва

3)  стояние на реке Угре

4)  битва на реке Калке

9. Деятельность  каких  представителей  общественного  движения XIX –  начала XX вв. началась раньше других?

1)  петрашевцы

2)  народники

3)  эсеры

4)  декабристы

10. М.М.Сперанский  подготовил «Свод  законов  Российской  империи»  в  годы царствования

1)  Николая I

2)  Александра II

3)  Александра III

4)  Николая II

11. Какое  понятие  возникло  в  связи  с  процессом  демократизации  культуры  в 1870-х – 1890-х гг.?

1)  классицизм

2)  романтизм

3)  академизм

4)  передвижники

12. Какое  из  перечисленных  преобразований  относится  к  внутренней  политике Александра II?

1)  отмена крепостного права

2)  основание военных поселений

3)  проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами

4)  перевод крестьян на обязательный выкуп

13. В 1812 году в результате пребывания в Тарутино русская армия:

1)  получила свежие регулярные части, вооружение

2)  разгромила французскую армию на подступах к Смоленску

3)  добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим

4)  задержала захват Москвы армией Наполеона

14. Прочтите  отрывок  из  сочинения  Н.К. Шильдера  и  укажите  императора,  о правлении которого идёт речь

«Настало  новое  правление,  продолжавшееся [почти] 25  лет…  Слова Манифеста 1801  года,  обещавшие  управление  по  закону  и  по  сердцу Екатерины,  однако  не  сбылись…  Действительно,  несмотря  на  новизну провозглашённых  после 12  марта  идей  и  правительственных  начал, постоянное  зло  принесло  плоды.  Явился  Аракчеев…  Ко  всему  этому присоединялись  ещё  тяжёлые  воспоминания,  связанные  с 11  марта,  под бременем которых изнемогал император<…> в течение всей остальной своей жизни».

1)  Павел I

2)  Александр I

3)  Николай I

4)  Александр III

15. Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

1)  феврале 1917 г.

2)  октябре 1917 г.

3)  мае 1918 г.

4)  ноябре 1920 г.

16. Как  назывался  орган  представительной  власти,  выборы  в  который  должно было провести Временное правительство?

1)  Съезд Советов

2)  Учредительное собрание

3)  Государственное совещание

4)  Государственная Дума

17. При проведении Столыпинской аграрной реформы

1)  поощрялся рост хуторов и отрубов

2)  принудительно отчуждались помещичьи земли

3)  развивалось общинное землевладение

4)  вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»

18. Что  из  названного  относится  к  результатам  государственной  политики  в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1)  расцвет авангардного искусства

2)  ликвидация массовой неграмотности

3)  отмена государственной цензуры средств массовой информации

4)  обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

19. Прочтите  отрывок  из  сообщения  газеты «Правда»  и  укажите,  в  каком  году оно было опубликовано.

«Забойщик  шахты «Центральная-Ирмино»  тов.  Стаханов,  в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности  труда на отбойном молотке. За 6-часовую  смену Стаханов  дал 102  тонны  угля,  что  составляет 10  проц. суточной добычи шахты».

1)  1918 г.

2)  1926 г.

3)  1935 г.

4)  1941 г.

20. Операция «Багратион» – это операция советских войск по

1)  штурму Кёнигсберга

2)  контрнаступлению под Сталинградом

3)  освобождению Белоруссии

4)  штурму Берлина

21. Прочтите  отрывок  из  высказывания cоветского  композитора  и  укажите  его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших  людях,  которые  становятся  героями,  которые  борются  во  имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах  человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей  борьбе  с  фашизмом,  нашей  грядущей  победе  над  врагом,  моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1)  С.С. Прокофьев

2)  А.В. Александров

3)  А.И. Хачатурян

4)  Д.Д. Шостакович

22. Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?

1)  ввод войск стран ОВД в Чехословакию

2)  размещение советских ракет на Кубе

3)  начало Корейской войны

4)  вступление СССР в войну с Японией

23. Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

1)  подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе

2)  вывод советских войск из Германии

3)  первый визит руководителя СССР в США

4)  заключение пакта Молотова – Риббентропа

24. Главной  задачей  внутренней  политики  СССР  во  второй  половине  1940-х гг. сталинское руководство считало

1)  смягчение цензуры, проведение политики гласности

2)  форсированное восстановление тяжёлой промышленности

3)  переход от отраслевого к территориальному управлению народным

4)  реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

25. Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?

1)  исключение СССР из ООН

2)  укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении

3)  усиление противоречий между СССР и многими странами мира

4)  переход к политике «разрядки» в международных отношениях

26. Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ.

«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с  участием  советских  и  иностранных  организаций,  фирм  и  органов управления,  уплачивают  налог  на прибыль  в  размере  и  порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход  союзного  бюджета.  Совместные  предприятия  освобождаются  от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».

1)  1953 г.

2)  1962 г.

3)  1978 г.

4)  1987 г.

27. Первые  годы  проведения  рыночных  реформ  в  России (1992-1993  гг.)  были отмечены

1)  макроэкономической стабилизацией

2)  падением объёмов производства

3)  ростом доходов государства

4)  увеличением доходов большинства населения

28. Расположите  имена  деятелей  культуры  в  хронологической последовательности  их  жизни:

1)  Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков, Василий Баженов, Андрей Рублёв.

2)  Андрей Рублёв, Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков, Василий Баженов.

3)  Андрей Рублёв, Василий Баженов, Симон Ушаков, Аристотель Фиораванти.

4)  Василий Баженов, Андрей Рублёв, Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков.

29. Какие три из  перечисленных  ниже  имён  связаны  с  военными  триумфами России XVIII  в.?

1)  Г.А. Спиридов

2)  М.Д. Скобелев

3)  С.И. Дежнёв

4)  П.А. Румянцев

5)  Ф.Ф. Ушаков

6)  М.Б. Шеин

30. Установите  соответствие  между  именами  исторических  лиц  и  их деятельностью.

1) Борис Морозов

2) Козьма Минин

3) Алексей Адашев

4) Василий Голицын

А) один из вождей народного ополчения в период смуты

Б) боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича

В) деятель Избранной Рады

Г) сподвижник царевны Софьи, участник Крымских походов

Д) сподвижник Петра I

31. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.

«Так  трагически  и  бесславно  закончилось  короткое  правление  этой династии…  на  русском  престоле. На  долю  этой  династии  выпали  тяжёлые испытания.  Им  досталась  в  наследство  разорённая,  бедная  страна. Системный  кризис, охвативший  всю  страну, усугубляемый  голодом первых лет XVII века,  показал  всю  хрупкость  власти,  которая  отошла  от  методов управления  Ивана IV.  И  без  того  неэффективная  и  громоздкая  система управления  Российским  государством  начала  давать  серьёзные  сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

32. Расположите  названия  органов  государственной  власти XIX в.  в хронологической  последовательности  их  возникновения.

1) Верховная распорядительная комиссия

2) III отделение императорской канцелярии

3) первые министерства

4) Государственный совет

33. Какие три из  перечисленных  ниже  фактов  относятся  к  истории  русской культуры  первой  половины XIX  в.?

1)  создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»

2)  создание высших женских курсов

3)  основание Александром I Царскосельского лицея

4)  первый показ фильмов в России

5)  основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

6)  создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»

34. Установите  соответствие  между  именами  российских  императоров  и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.

А) Николай I

Б) Николай II

В) Александр II

Г) Александр I

1) Присоединение Финляндии.

2) Начало Крымской войны.

3) Участие России в Первой мировой войне.

4) Завоевание Средней Азии.

5) Первый раздел Речи Посполитой.

35. Прочтите  отрывок  из  воспоминаний  Великого  князя  Александра Михайловича  и  назовите  правившего  в XIX  в.  императора,  о  внутренней политике которого идёт речь. «Наступили дни «чёрной реакции», – уверяли безутешные сторонники либеральных  реформ,  но  биографии  новых  министров,  казалось  бы, опровергали  это  предвзятое  мнение. <…>  Профессор  Вышнеградский – министр  финансов –  пользовался  широкой  известностью  за  свои оригинальные  экономические  теории.  Ему  удалось  привести  в  блестящее состояние  финансы  Империи  и  немало  содействовать  повышению промышленности  страны <…>  Адмирал Шестаков,  высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был  вызван <Императором>  в  Петербург  и  назначен  морским  министром <…>  С.Ю. Витте…  обязан  был  своей  головокружительной  карьерой дальнозоркости  Императора <…>  который,  назначив  его  товарищем министра, сразу же признал его талант».

36. Какие три из перечисленных художественных  произведений  относятся  к первой половине XX в.?

1)  фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»

2)  роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

3)  картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

4)  роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»

5)  фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»

6)  картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»

37. Установите соответствие между событиями советской истории и их датами.  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго  и  запишите  в  таблицу  выбранные  цифры  под  соответствующими буквами.

1) принятие первой Конституции РСФСР

2) заключение пакта о ненападении с Германией

3) образование СССР

4) принятие второй Конституции СССР

А) 1936 г.

Б) 1939 г.

В) 1922 г.

Г) 1918 г.

Д) 1926 г.

38. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь.

«Следуя историческим своим  заветам, Россия, единая по вере и крови со  славянскими  народами,  никогда  не  взирала  на  их  судьбу  безучастно.  С  полным  единодушием  и  особой  силой  пробудились  братские  чувства русского  народа  к  славянам  в  последние  дни,  когда  Австро-Венгрия предъявила  Сербии  заведомо  неприемлемые  для  державного  государства требования <…> Ныне  предстоит  уже  не  только  заступаться  за  несправедливо обиженную  родственную  нам  страну,  но  оградить  честь,  достоинство, целость России и положение её среди великих держав».

39. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.?

1)  образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

2)  Карибский кризис

3)  разрыв отношений с Югославией

4)  образование Организации Варшавского Договора (ОВД)

5)  ввод войск в Венгрию

6)  образование Германской Демократической Республики (ГДР)

40. Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их  проведения.

1) начало экономических реформ под руководством А.Н. Косыгина

2)  денежная реформа и отмена карточной системы

3)  создание советов народного хозяйства (совнархозов)

4)  начало реформы советской политической системы

А) 1965 г.

Б) 1957 г.

В) 1971 г.

Г) 1947 г.

Д) 1988 г.

41. Прочтите  отрывок из  книги  современных  историков  и  напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.
«Набирал  кажущуюся  силу  новый  культ  личности <…>  Первый становится  генеральным. [Он]  занимает  ещё  один  пост –  Председателя Президиума  Верховного  Совета  СССР.  По  обкомам  партии  рассылается подписанный  Сусловым  документ  об  укреплении  авторитета  Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой  Социалистического  труда,  четырежды  Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

42. Расположите следующие события второй половины ХХ в. в хронологической последовательности:

1) первые выборы в Государственную Думу РФ

2) устранение «антипартийной группы» Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова

3) принятие Декларации о государственном суверенитете России

4) принятие Конституции «развитого социализма»

Ответы:

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

4

22

1

2

1

23

3

3

3

24

2

4

1

25

3

5

1

26

4

6

3

27

2

7

4

28

2

8

2

29

145

9

4

30

БАВГ

10

1

31

Годуновых

11

4

32

3421

12

1

33

136

13

1

34

2341

14

2

35

Александр III

15

3

36

146

16

2

37

ГБВА

17

1

38

Первая мировая война

18

2

39

136

19

3

40

АГБД

20

3

41

Брежнев

21

4

42

2431

ЕГЭ по истории – 2011

   

    ЕГЭ по истории. Не каждый выпускник рискнет сдавать его. История изобилует датами, событиями, фактами, которые надо знать. Здесь нужна порой не только логическая, но и механическая память. Прежде, чем о чём-то рассуждать в истории, необходимо это «что-то» знать.

   

Правила написание ЕГЭ по истории схожи с правилами ЕГЭ по другим предметам. Как любые контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, материал по истории состоит из трёх блоков: блок А, В, и С. Блоки А и В экзаменационной работы по истории наиболее отработаны в технологическом плане и именно они проверяют общеисторическую подготовку выпускника.

        Блок А – задания с выбором ответов (один верный ответ из 4 предложенных), 27 заданий, базовый уровень. Оценивается одним баллом.

        Блок В – состоит из 15 заданий с открытым кратким ответом. Это может быть одно слово, аббревиатура или сочетание цифр. Это задания повышенного уровня сложности и оцениваются они несколько по иному: 4 задания по 2 балла, 11 – в 1 балл.

        Блок С – 7 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом, оцениваются они по-разному: от 2 до 4 баллов. Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени , чем в заданиях с выбором ответов, оценить индивидуальную подготовленность выпускников.
    Всего в экзаменационном варианте 49 заданий и максимальный первичный балл 67.

        Время, которое даётся для решения заданий, 210 минут (3 часа 30 минут).

        Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

        1) для каждого задания части 1 (А) – 1-3 минуты;
    2) для каждого задания части 2 (В) – 2-3 минуты;
    3) для каждого задания части 3 (С) – 8-20 минут.

   

Сегодня хотелось бы рассмотреть задания части А, которые не так просты, как это кажется на первый взгляд. Здесь надо знать даты, факты, события, понятия, причинно-следственные связи, уметь извлекать информацию из источника. Согласно спецификации КИМ ЕГЭ 2011 г. по истории России существует следующее распределение заданий по основным разделам курса истории России:

        1) А1-А8 – раздел курса VIII- XVIII вв. ;
    2) А9-А14 – история XIX в.;

        Большой раздел курса 1900 – 2010 гг. разделен на три части:

        1) А15-А19 – 1900-1940 гг.;
    2) А20-А21 – 1941-1945 гг.;
    3) А22-А27 – 1945-2010 гг.

   

В чем состоят особенности ответа на вопросы блока А? Можно запомнить факты, событие, понятие, но почему-то трудно заполнить дату. Вопросы А1, А9, А15, А22 как раз связаны с запоминанием дат. Если трудно запомнить дату как она есть, то запоминайте, в крайнем случае, век, первая или вторая половина века, какая четверть века. Зная эти определяющие, сориентируетесь и в вопросе. Например:

   

Какое из названных событий произошло раньше других?

   

1) Ливонская война;
    2) Смоленская война;
    3) поход Ермака в Сибирь;
    4) поход Ивана III на Великий Новгород.

        Рассуждаем следующим образом:
    Ливонская война – 16 век, время правления Ивана Грозного (1558-1583 гг.). Смоленская война – время правления Михаила Романова, 17 век, первая половина (1632-1634 гг.). Поход Ермака в Сибирь – тоже время Ивана Грозного, но уже где-то в конце правления (1581-1585 гг). Поход Ивана III на Великий Новгород – это 15 век, вторая половина (1478 г.). Делаем соответствующий вывод : раньше других – поход Ивана III на Великий Новгород.

        Ответ – 4.

        Другой пример.

   

Бородинское сражение состоялось

   

1) 1 июня 1812 г.;
    2) 26 августа 1812 г.;
    3) 17 ноября 1812 г.;
    4) 12 декабря 1812 г.

        Вычленяем основную дату, с которой будем сравнивать остальные. Это – 1 июня 1812 г. – начало переправы французов через р. Неман, т.е. начало Отечественной войны. Мы должны её помнить, хотя бы месяц. Бородинское сражение произошло не сразу, а через некоторое время. Было ещё Смоленское сражение и объединение двух армий, был ещё приезд Кутузова в армию, а потом только сражение на поле Бородинском. Было это, если вы помните, тоже летом. Значит, даты 3 и 4 для ответа не подходят, 1 дата – тоже не подходит, это начало вторжения. Вывод — Бородинское сражение произошло 26 августа 1812 г.

        Ответ – 2.

   

Вызывают трудность и задания на определение причин и результатов событий или как указано в Кодификаторе КИМ 2011 г. – знание и понимание исторической обусловленности. Это задания А4, А7, А13, А18, А25.
    Например:

   

Необходимость преодоления внутреннего кризиса, рост недоимок крестьян по выкупным платежам вынудили Александра III в начале 1880-х гг. принять решение о

   

1) прекращении «временнообязанного состояния» крестьян;
    2) возвращение крестьянам отрезков;
    3) ликвидации помещичьего землевладения;
    4) массовом переселении малоземельных крестьян на неосвоенные земли.

        Варианты ответов 2 и 3 никак не походят, т.к. они не были вообще решены династией Романовых, что и было постоянной причиной обострения аграрного вопроса в России. Массовое переселение малоземельных крестьян началось уже в начале 20 в. после Столыпинской аграрной реформы (1906 г.) – тоже не подходит. Больше всего подходит вариант 1, так как «временнообязанное состояние» крестьян уже не устраивало и самих дворян, многие уже сами просили об отмене этого состояния императора и перевод крестьян на обязательный выкуп, что и было сделано Александром III в 1881 г., кроме того были снижены и выкупные платежи.

        Ответ – 1.

   

Часть 1 содержит также ряд заданий на проверку умения соотносить единичные факты и общие исторические явления, выявлять существенные черты. Это задания А6, А12, А17, А20, А24. Они также вызывают затруднения. Давайте рассмотрим одно из таких заданий.

   

Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало

   

1) смягчение цензуры, проведение политики гласности;
    2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности;
    3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным хозяйством;
    4)реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

        Необходимо сразу же вспомнить, что представлял собой период правления Сталина в СССР – тоталитарный режим. Характерные его черты – жесткая цензура, наличие только государственных СМИ, навязывание обществу только одной идеологии, культ личности вождя, полное ущемление прав граждан, репрессии, отсутствие принципа разделения властей и т. д. – полный контроль государства над личностью. Первый и четвертый варианты ответа не подходят. Рассмотрим третий – переход от отраслевого управления народным хозяйством к территориальному (совнархозам) произошел в 1957 г. Это была реформа Н.С. Хрущева в сфере управления промышленностью. Таким образом, делаем вывод, ответом может быть лишь вариант второй. Действительно, что может быть важнее в послевоенные годы для страны, как не форсированное восстановление тяжёлой промышленности.

        Ответ – 2.

   

Ряд заданий в экзаменационном материале дается для проверки умения извлекать информацию из исторического источника: А8, А14, А19, А21, А26. Особенно вызывает трудность работа с источниками по материалам современной истории России ХХ века. Возможно, многие ошибки в этих заданиях были связаны с невнимательным прочтением, как текста источника, так и текста задания, возможно, из-за сложности понимания процессов современной истории.

A1
Какое
из названных событий произошло раньше
других?

1)
Ливонская война 3) поход
Ермака в Сибирь

2)
Смоленская война 4) поход Ивана
III на Великий Новгород

A2
Кто
из князей вошёл в историю под именем
первого «собирателя русских

земель»?

1)
Иван Калита 3) Владимир
Мономах

2)
Александр Невский 4) Дмитрий
Донской

A3
Полюдьем
в Древней Руси называли

1)
собрание мужчин-общинников

2)
военное формирование, находящееся на
службе у князя

3)
сбор князем дани с подвластных земель

4)
пошлину, которую выплачивал крестьянин
при уходе от своего

владельца

A4
Что
из названного было результатом военной
реформы, проведённой

Избранной
Радой в середине XVI в.?

1)
создание стрелецкого войска 3)
создание гвардейских полков

2)
создание регулярной армии 4) формирование
полков иноземного строя

A5
Кто
из названных лиц был архитектором?

1)
Матвей Казаков 3) Фёдор Волков

2)
Симеон Полоцкий 4) Михаил Щепкин

A6
Политика
«просвещённого абсолютизма» связана
с царствованием

1)
Петра III 2) Анны Иоанновны 3) Екатерины
II 4) Алексея Михайловича

A7
В
результате церковных реформ Никона в
XVII в. в России

1)
было ликвидировано патриаршество

2)
был учреждён Святейший Синод

3)
была проведена секуляризация церковных
земель

4)
возник церковный раскол

A8
Прочтите
отрывок из Новгородской летописи и
укажите, какое событие

нашло
отражение в этом отрывке.

«И
начал тогда князь великий наступать.
Гремят мечи булатные о шлемы хиновские.
Поганые прикрыли головы свои руками
своими. И вот поганые бросились вспять.
Ветер рвёт в стягах великого князя
Дмитрия Ивановича, поганые спасаются
бегством, а русские сыновья широкие
поля кликом огородили и золочёными
доспехами осветили. Уже встал тур на
бой!

Тогда
князь великий Дмитрий Иванович и брат
его, князь Владимир Андреевич, полки
поганых вспять повернули и начали их
бить и сечь беспощадно, тоску на них
наводя…»

1)
Ледовое побоище 3) стояние на реке
Угре

2)
Куликовская битва 4) битва на реке
Калке

A9
Деятельность
каких представителей общественного
движения XIX – начала
XX
вв. началась раньше других?

1)
петрашевцы 2) народники 3) эсеры
4) декабристы

A10
М.М. Сперанский подготовил «Свод законов
Российской империи» в годы царствования

1)
Николая I 2) Александра II 3) Александра
III 4) Николая II

А11
Какое понятие возникло в связи с процессом
демократизации культуры в

1870-х
– 1890-х гг.?

1)
классицизм 2) романтизм 3) академизм
4) передвижники

А12
Какое
из перечисленных преобразований
относится к внутренней политике
Александра II?

1)
отмена крепостного права 3)
реформы П.Д. Киселёва

2)
основание военных поселений 4) перевод
крестьян на обязательный выкуп

А13
В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино
русская армия:

1)
получила свежие регулярные части,
вооружение

2)
разгромила французскую армию на подступах
к Смоленску

3)
добилась назначения М.И. Кутузова
главнокомандующим

4)
задержала захват Москвы армией Наполеона

А14
Прочтите отрывок из сочинения Н.К.
Шильдера и укажите императора, о

правлении
которого идёт речь.

«Настало
новое правление, продолжавшееся [почти]
25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие
управление по закону и по сердцу
Екатерины, однако не сбылись…
Действительно, несмотря на новизну
провозглашённых после 12 марта идей и
правительственных начал, постоянное
зло принесло плоды. Явился Аракчеев…
Ко всему этому присоединялись ещё
тяжёлые воспоминания, связанные с 11
марта, под бременем которых изнемогал
император<…> в течение всей остальной
своей жизни».

1)
Павел I 2) Александр I 3) Николай I
4) Александр III

А15
Прочтите отрывок из статьи, написанной
в апреле 1917 г., и укажите, программные
установки какой партии нашли в ней
отражение.

«В
аграрной программе перенесение центра
тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация
всех помещичьих земель.

Национализация
всех земель в стране, распоряжение
землею местными Советами батрацких и
крестьянских депутатов. Выделение
Советов депутатов от беднейших крестьян.
Создание из каждого крупного имения
образцового хозяйства под контролем
батрацких депутатов и на общественный
счет».

  1. кадетов
    2) эсеров 3) октябристов
    4) большевиков

A16
Как
назывался орган представительной
власти, выборы в который должно
было
провести Временное правительство?

1)
Съезд Советов 3)
Государственное совещание

2)
Учредительное собрание 4)
Государственная Дума

А17
Выступление Чехословацкого корпуса,
ознаменовавшее начало «фронтового»
периода Гражданской войны в России,
началось в

1)
феврале 1917 г. 2) октябре 1917 г. 3) мае
1918 г. 4) ноябре 1920 г.

А18
Основателями
новых театров в 1920-е гг. были:

  1. Б.М.
    Кустодиев, К.С. Малевич 3) М.А.
    Булгаков, Н.Ф. Погодин

  2. В.Э.
    Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов 4) С.М.
    Эйзенштейн, И.А. Пырьев

A19
Прочтите
отрывок из сообщения газеты «Правда»
и укажите, в каком году
оно
было опубликовано.

«Забойщик
шахты «Центральная-Ирмино» тов. Стаханов,
ознаменование 21-й годовщины Международного
юношеского дня, поставил новый всесоюзный
рекорд производительности труда на
отбойном молотке. За 6-часовую смену
Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет
10 проц. суточной добычи шахты».

1)
1918 г. 2) 1926 г. 3) 1935 г. 4) 1941 г.

A20
Операция «Багратион» – это операция
советских войск по

1)
штурму Кёнигсберга
3) освобождению Белоруссии

2)
контрнаступлению под Сталинградом
4) штурму Берлина

A21
Прочтите
отрывок из высказывания советского
композитора и укажите его
фамилию.

«Мне
хотелось создать произведение о наших
днях, о нашей жизни, о наших людях, которые
становятся героями, которые борются во
имя торжества нашего над врагом… Работая
над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах
человечества, о прекрасных качествах
человека, о нашей прекрасной природе,
о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с
фашизмом, нашей грядущей победе над
врагом, моему

родному
городу – Ленинграду – я посвящаю свою
7-ю симфонию».

1)
С.С. Прокофьев 3) А.И. Хачатурян

2)
А.В. Александров 4) Д.Д. Шостакович

А22
Завершение коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны связано с
(со)

  1. Битвой
    под Москвой 3) Курской битвой

  2. Сталинградской
    битвой 4) освобождением Киева

А23
Какой
ряд дат связан с созданием международных
организаций социалистических стран во
главе с СССР?

  1. 1946
    г., 1960 г. 2) 1949 г., 1955 г. 3) 1953 г., 1965 г.
    4) 1961 г., 1967 г.

A24
Главной
задачей внутренней политики СССР во
второй половине
1940-х
гг. сталинское руководство считало

1)
смягчение цензуры, проведение политики
гласности

2)
форсированное восстановление тяжёлой
промышленности

3)
переход от отраслевого к территориальному
управлению народным хозяйством

4)
реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

А25
Прочтите
отрывок из воспоминаний бывшего посла
СССР в республике Куба А.И. Алексеева и
укажите, в каком году происходили
описываемые события

«…Никто
из советских руководителей не возражал
против планов Хрущева, а маршал
Малиновский довольно активно их
поддерживал. Его можно было понять: ведь
в тот период соотношение ядерных сил
СССР и США было 1 к 17. Появление же наших
ядерных ракет на Кубе практически
уравновешивало степень ядерного риска
для обеих стран».

  1. 1954
    г. 2) 1962 г. 3) 1975 г.
    4) 1985 г.

А26
В
начале 1970-х гг. был исключен из Союза
писателей СССР и выслан из страны
писатель

  1. С.М.
    Михалков 2) М.А. Шолохов 3) К.М. Симонов
    4) А.И. Солженицын

А27
Что
является одной из основных стратегических
целей внешней политики современной
России?

  1. участие
    в построении многополярной системы
    международных отношений

  2. заключение
    договора с США о ликвидации ядерных
    ракет средней и меньшей дальности

  3. вывод
    российских войск из стран Центральной
    и Восточной Европы

  4. вхождение
    в Совет Европы

B1
Расположите имена деятелей культуры в
хронологической последовательности
их жизни.

А)
Аристотель Фиораванти В) Андрей
Рублёв

Б)
Симон Ушаков Г) Василий
Баженов

B2
Какие
три из перечисленных ниже имён связаны
с военными триумфами
России
XVIII в.? Обведите соответствующие цифры
и запишите их в
таблицу.

1)
Г.А. Спиридов 2) М.Д. Скобелев 3) С.И.
Дежнёв 4) П.А. Румянцев

5)
Ф.Ф. Ушаков 6) М.Б. Шеин

B3
Установите
соответствие между именами исторических
лиц и их
деятельностью.

К
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго и
запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЛИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A)
Василий Голицын 1) сподвижник
царевны Софьи, участник

Крымских
походов

Б)
Алексей Адашев 2) деятель
Избранной Рады

В)
Борис Морозов 3) боярин, воспитатель
царя Алексея Михайловича

Г)
Козьма Минин 4) сподвижник
Петра I

5)
один из вождей народного ополчения в

период
Смуты

В4
Прочтите отрывок из сочинения современного
историка и укажите, о какой династии
идёт речь.

«Так
трагически и бесславно закончилось
короткое правление этой династии… на
русском престоле. На долю этой династии
выпали тяжёлые испытания. Им досталась
в наследство разорённая, бедная страна.
Системный кризис, охвативший всю страну,
усугубляемый голодом первых лет XVII
века, показал всю хрупкость власти,
которая отошла от методов

управления
Ивана IV. И без того неэффективная и
громоздкая система управления Российским
государством начала давать серьёзные
сбои. Разбойничьи шайки наводнили
страну, на дорогах было небезопасно.
После смерти царя страна ушла в пучину
смуты и безвременья».

Ответ:
___________________________

B5
Расположите
названия органов государственной власти
XIX в. в хронологической последовательности
их возникновения. Запишите буквы,
которыми обозначены органы власти, в
хронологической последовательности
в таблицу.

А)
III отделение императорской канцелярии
В) первые министерства

Б)
Верховная распорядительная комиссия
Г) Государственный совет

Ответ:

B6
Какие три из перечисленных ниже фактов
относятся к истории русской культуры
первой половины XIX в.? Обведите
соответствующие цифры и запишите их в
таблицу.

1)
создание Н.М. Карамзиным «Истории
государства Российского»

2)
создание высших женских курсов

3)
основание Александром I Царскосельского
лицея

4)
первый показ фильмов в России

5)
основание К.С. Станиславским и В.И.
Немировичем-Данченко Московского
художественного общедоступного театра
(МХТ)

6)
создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за
царя»

Ответ:

B7
Установите
соответствие между именами российских
императоров и
событиями
внешней политики, произошедшими во
время их правления.
К
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию
второго
и запишите в таблицу выбранные цифры
под соответствующими
буквами.

ИМПЕРАТОРЫ
СОБЫТИЯ

A)
Александр I 1) начало Крымской
войны

Б)
Николай I 2) присоединение
Финляндии

В)
Александр II 3) первый раздел Речи
Посполитой

Г)
Николай II 4) завоевание Средней
Азии

5)
участие России в Первой мировой войне

B8
Прочтите
отрывок из воспоминаний Великого князя
Александра
Михайловича
и назовите правившего в XIX в. императора,
о внутренней
политике
которого идёт речь.

«Наступили
дни «чёрной реакции», – уверяли безутешные
сторонники либеральных реформ, но
биографии новых министров, казалось
бы, опровергали это предвзятое мнение.
<…> Профессор Вышнеградский – министр
финансов – пользовался широкой
известностью за свои оригинальные
экономические теории. Ему удалось
привести в блестящее состояние финансы
Империи и немало содействовать повышению
промышленности страны <…> Адмирал
Шестаков, высланный Александром II за
границу за беспощадную критику нашего
военного флота, был вызван <Императором>
в Петербург и назначен морским министром

<…>
С.Ю. Витте… обязан был своей
головокружительной карьерой дальнозоркости
Императора <…> который, назначив его
товарищем министра, сразу же признал
его талант».

Ответ:
_______________

B9
Какие
три художественных произведения из
перечисленных относятся к

пол. XX в.?

Обведите
соответствующие цифры и запишите их в
таблицу.

1)
фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец
Потёмкин»

2)
роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

3)
картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой
казни»

4)
роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»

5)
фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»

6)
картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»

B10
Установите соответствие между событиями
советской истории и их датами. К каждой
позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго и
запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

A)
образование СССР
1) 1918 г.

Б)
принятие первой Конституции РСФСР
2) 1922 г.

В)
принятие второй Конституции СССР
3) 1926 г.

Г)
заключение пакта о ненападении с
Германией 4) 1936 г.

5)
1939 г.

B11
Прочтите
отрывок из манифеста императора Николая
II и напишите название
войны,
о

вступлении
России в которую идёт речь.

«Следуя
историческим своим заветам, Россия,
единая по вере и крови со славянскими
народами, никогда не взирала на их судьбу
безучастно. С полным единодушием и
особой силой пробудились братские
чувства русского народа к славянам в
последние дни, когда Австро-Венгрия
предъявила Сербии заведомо неприемлемые
для державного государства

требования
<…> Ныне предстоит уже не только
заступаться за несправедливо обиженную
родственную нам страну, но оградить
честь, достоинство, целость России и
положение её среди великих держав».

Ответ:
_______________

B12
Какие
три из перечисленных событий относятся
к внешней политике СССР в
1945
– 1953 гг.? Обведите соответствующие цифры
и запишите их в таблицу.

1)
образование Совета Экономической
Взаимопомощи (СЭВ)

2)
Карибский кризис

3)
разрыв отношений с Югославией

4)
образование Организации Варшавского
Договора (ОВД)

5)
ввод войск в Венгрию

6)
образование Германской Демократической
Республики (ГДР)

Ответ:

B13
Установите
соответствие между проводимыми в СССР
реформами и годами
их
проведения. К каждой позиции первого
столбца подберите
соответствующую
позицию из второго и запишите в таблицу
выбранные
цифры
под соответствующими буквами.

РЕФОРМЫ

ГОДЫ

A)
начало экономических реформ

под
руководством А.Н. Косыгина
1) 1947 г.

Б)
начало реформы советской

политической
системы
2) 1957 г.

В)
создание советов народного хозяйства

(совнархозов)

3) 1965 г.

Г)
денежная реформа и отмена карточной
системы 4) 1971 г.

5)
1988 г.

Ответ:

В14
Прочтите отрывок из книги современных
историков и напишите фамилию руководителя

СССР,
о котором идёт речь.

«Набирал
кажущуюся силу новый культ личности
<…> Первый становится генеральным.
[Он] занимает ещё один пост – Председателя
Президиума Верховного Совета СССР. По
обкомам партии рассылается подписанный
Сусловым документ об укреплении
авторитета Генерального секретаря ЦК
КПСС. Но ничто не помогает: авторитет
на бумаге, в речах, в

награждениях
(Герой Социалистического труда, четырежды
Герой Советского Союза), но не у
трудящихся».

Ответ:
___________________________

B15
Расположите следующие события второй
половины ХХ в. в хронологической
последовательности.

А)
принятие Конституции «развитого
социализма»

Б)
первые выборы в Государственную Думу
РФ

В)
устранение «антипартийной группы» Г.М.
Маленкова, Л.М. Кагановича,

В.М.
Молотова

Г)
принятие Декларации о государственном
суверенитете России

Ответ:

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по итогам 2017-2018 учебного года

Предмет: история

Класс: 11 А, Б

Время проведения: 45 минут

Форма проведения: контрольная работа

Критерии оценивания:

% выполнения заданий

Балл

Аттестационная отметка

85%-100%

40-34

«5» («отлично»)

65%-84%

33-26

«4» («хорошо»)

40%-64%

25-16

«3» («удовлетворительно»)

Менее 40%

15-0

«неудовлетворительно»

(задание не выполнено)

Итоговая контрольная работа по истории в 11А, Б классах

Вариант 1.

А1. Что из названного произошло в ходе Первой российской революции (1905-1907 гг.)?

1) свержение самодержавия 2) утверждение советской власти

3) уничтожение помещичьего землевладения 4) создание Государственной думы

А2. Какое из перечисленных понятий относится к аграрной реформе П.А. Столыпина?

1) переселенческая политика 2) выкупные платежи

3) временно обязанные крестьяне 4) национализация земли

А3. В каком году был образован Союз Советских Социалистических Республик?

1) в 1918 г. 2) в 1922 г. 3) в 1924 г. 4) в 1936 г.

А4. Что из названного относится к результатам индустриализации, проводившейся советским государством в 1930-е гг.?

1) расширение самостоятельности предприятий; 2) рост числа промышленных предприятий;

3) разрешение аренды мелких и средних предприятий; 4) появление безработицы

А5. Какое из государств было союзником России в Первой мировой войне?

1) Австро-Венгрия 2) Болгария 3) Франция 4) Турция

А6. «Декрет о мире» был принят

1) Временным правительством 2) II съездом Советов

3) Учредительным собранием 4) Советом народных комиссаров

А7. Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий 2) А.И. Рыков 3) В.И. Ленин 4) И.В. Сталин

А8. Понятие «продразверстка» характеризовало экономическую политику в России в период

1) 1914-1916 гг. 2) 1918-1921 гг. 3) 1922-1928 гг. 4) 1929-1934 гг.

А9. «Линия Маннергейма» была взята советскими войсками в ходе:

1) боевых действий на о. Хасан 3) советско-финской войны

2) Квантунской операции 4) коренного перелома в ВОВ

А10. Какой термин был использован при проведении сплошной коллективизации для оправдания репрессий в отношении бедняков и середняков?

1) «кулак» 2) «подкулачник» 3) «мешочник» 4) «нэпман»

А11. Какое из названных литературных произведений посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)?

1) роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» 2) поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

3) роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» 4) поэма А.А. Блока «Двенадцать»

А12. Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР? 1) «Тайфун» 2) «Цитадель» 3) «Барбаросса» 4) «Ост»

А13. Какое событие произошло в 1950-х гг.?

1) отставка Н.С. Хрущёва 2) принятие Конституции СССР

3) I Съезд народных депутатов СССР 4) XX съезд КПСС

А14. Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?

1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию 2) размещение советских ракет на Кубе

3) начало Корейской войны 4) вступление СССР в войну с Японией

А15. Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе; 2) вывод советских войск из Германии; 3) первый визит руководителя СССР в США; 4) заключение пакта Молотова – Риббентропа

А16. Чем завершилась «пражская весна»?

1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии; 2) прихо-дом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил; 3) роспуском Организации Варшавского договора; 4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию

А17. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) реабилитация политических заключённых; 2) отказ от критики культа личности И.В. Сталина; 3) снижение численности партийного аппарата; 4) отход от признания руководящей роли КПСС

А18. Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне? 1) исключение СССР из ООН; 2) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении; 3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира; 4) переход к поли-тике «разрядки» в международных отношениях

А19. Какое из названных событий относится к 1985 г.?

1) разоблачение культа личности И.В. Сталина; 2) образование Содружества Независимых Государств; 3) принятие Конституции СССР; 4) начало проведения политики перестройки

А20. Какое из понятий характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?

1) оттепель 2) неосталинизм 3) железный занавес 4) многопартийность

А21. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных товаров; 2) макроэкономической стабили-зацией; 3) развитием военно-промышленного комплекса; 4) увеличением доходов большинства населения

А22. Кто считается вторым президентом Российской Федерации?

1) М.С.Горбачев 2) Б.Н.Ельцин 3) В.В.Путин 4) Д.А.Медведев

А23. Что из названного является одним из результатов изменений, которые произошли в политической системе РФ в начале XXI в.?

1) создание Общественной Палаты РФ; 2) принятие новой Конституции РФ; 3) утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания; 4) создание законодательной Государственной Думы

В1. Установите соответствие между событиями советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ ДАТЫ

A) образование СССР 1) 1918 г.

Б) принятие первой Конституции РСФСР 2) 1922 г.

В) принятие второй Конституции СССР 3) 1926 г.

Г) заключение пакта о ненападении с Германией 4) 1936 г.

5) 1939 г.

В2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) проведение Игр XXII Олимпиады в Москве

2) образование СССР

3) начало коллективизации крестьянских хозяйств

4) подавление восстания моряков в Кронштадте

5) Карибский кризис

В3. Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и исто-рическими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) Л.И. Брежнев 1) I Съезд народных депутатов СССР

Б) И.В. Сталин 2) принятие плана ГОЭЛРО

В) Н.С. Хрущёв 3) первый полёт человека в космос

Г) М.С. Горбачёв 4) ввод советских войск в Афганистан

5) подписание советско-германского Договора о ненападении

В4. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и политическими партиями, в которые они входили:

а) А.Ф.Керенский 1) кадеты

б) П.Н.Милюков 2) черносотенцы

в) Ю.О.Мартов 3) октябристы

г) В.М.Пуришкевич 4) меньшевики

5) эсеры

В5. Какие три художественных произведения из перечисленных относятся к I половине XX в.?

1) фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»

2) роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

3) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

4) роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»

5) фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»

6) картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат».

В6. Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками:

1) «оттепель» а) 1921-1928

2) «перестройка» б) 1928-1941

3) «эпоха застоя» в) 1953-1964

4) «нэп» г) 1964-1985

д) 1985-1991.

С1. В на­ча­ле января 1905 года «Собрание рус­ских фабрично-заводских ра­бо­чих города Санкт-Петербурга» во главе со свя­щен­ни­ком Гапоном при­нял решение о по­да­че петиции царю, в ко­то­рой бы из­ла­га­лись требования рабочих. О же­ла­нии рабочих по­дать петицию было из­вест­но властям, в том числе и царю. При­ве­ди­те три при­чи­ны недовольства ра­бо­чих своим положением.

С2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются раз-личные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 «Проводимая в пе­ри­од «оттепели» внеш­няя политика спо­соб­ство­ва­ла снижению напряжённости в меж­ду­на­род­ных отношениях, была от­ме­че­на позитивными результатами».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Вариант 2.

А1. Событие, положившее начало первой Русской революции:

1) кровавое воскресенье 2) хождение в народ

3) ходынская трагедия 4) ленский расстрел

А2. При проведении Столыпинской аграрной реформы

1) поощрялся рост хуторов и отрубов; 2) принудительно отчуждались помещичьи земли;

3) развивалось общинное землевладение; 4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»

А3. Знаменитым наступлением войск русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 году, приведшим к крупному поражению австро-венгерской армии, командовал

1) Л.Г.Корнилов 2) А.В.Самсонов 3) А.И.Деникин 4) А.А.Брусилов

А4. В начале XX века лидером партии эсеров был

1) А.И.Гучков 2) П.Н.Милютин 3) В.И.Ленин 4) В.М.Чернов

А5. Понятие «ликбез» относится к проведению в стране

1) культурной революции 2) национализации промышленности

3) коллективизации сельского хозяйства 4) продовольственной разверстки

А6. Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?

1) Съезд Советов 2) Учредительное собрание

3) Государственное совещание 4) Государственная Дума

А7. Понятие «нэпман» характеризовало экономическую политику в стране в период

1) 1914-1916 гг. 2) 1918-1921 гг. 3) 1922-1928 гг. 4) 1929-1934 гг.

А8. Первая Конституция РСФСР была принята в

1) 1917 г 2) 1918 г 3) 1919 г 4) 1920 г

А9. Что относится к событиям Гражданской войны в России?

1) Брусиловский прорыв 2) оборона Порт-Артура

3) разгром войск генерала Врангеля 4) защита Брестской крепости

А10. Что явилось одним из итогов нэпа?

1) городское население количественно превзошло сельское; 2) было ликвидировано кулачество; 3) была проведена форсированная индустриализация страны; 4) по объёму промышленного про-изводства страна вышла на уровень 1913 г.

А11. Что из перечисленного можно отнести к следствиям индустриализации в СССР в довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности; 2) сокращение военных расходов; 3) интенсивное развитие лёгкой промышленности; 4) формирование многоукладной экономики

А12. Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является

1) «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной; 2) памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса;

3) памятник «Тысячелетие России» М. Микешина; 4) «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича

А13. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко было осуждено в 1946 г. Постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов.

1) «Новый мир» и «Юность» 2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»

3) «Звезда» и «Ленинград» 4) «Москва» и «Октябрь»

А14. Операция «Багратион» – это операция советских войск по

1) штурму Кёнигсберга 2) контрнаступлению под Сталинградом

3) освобождению Белоруссии 4) штурму Берлина

А15. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

1) переходом Красной Армии к стратегической обороне; 2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне; 3) освобождением Белоруссии; 4) окружением и уничтожением немецкой армии Ф. Паулюса

А16. Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало

1) смягчение цензуры, проведение политики гласности; 2) форсированное восстановление тяжё-лой промышленности; 3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным хозяйством; 4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

А17. Что из перечисленного относится к последствиям Второй мировой войны, проявив-шимся в первое послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире; 2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности; 3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции; 4) подписание Заключительного акта Хельсинк-ского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

А18. Кто из перечисленных деятелей культуры был выдающимся музыкантом, эмигриро­вавшим в период «застоя» за рубеж?

1) Л.И. Гайдай 2) В.Г. Распутин 3) М.Л. Ростропович 4) Е.А. Евстигнеев

А19. Дефолтом называется:

1) запрет на вывоз валюты из страны; 2) отказ правительства от уплаты по внешним и внутрен-ним обязательствам; 3) запрет на импорт автомобилей; 4) запрет на экспорт продовольствия.

А20. Основным источником экономического роста России в период президентства В.В. Путина стало

1) бурное развитие российского автопрома; 2) постоянное увеличение мировых цен на энерго-носители; 3) интенсивное развитие высокотехнологичных предприятий; 4) устойчивый рост сельского хозяйства

А21. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны; 2) Потсдамская конференция;

3) начало войны в Корее; 4) создание СЭВ

А22. Начало импорта зерна в СССР из-за границы относится к периоду, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2) Ю.В. Андропов 3) Л.И. Брежнев 4) Н.С. Хрущев

А23. Декларация о государственном суверенитете России была принята в

1) 1989 г. 2) 1990 г. 3) 1993 г. 4) 1995 г.

В1. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.?

1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

2) Карибский кризис

3) разрыв отношений с Югославией

4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)

5) ввод войск в Венгрию

6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)

В2. Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их прове-дения.

РЕФОРМЫ ГОДЫ

A) начало экономических реформ под руководством А.Н. Косыгина 1) 1947 г.

Б) начало реформы советской политической системы 2) 1957 г.

В) создание советов народного хозяйства (совнархозов) 3) 1965 г.

Г) денежная реформа и отмена карточной системы 4) 1971 г.

5) 1988 г.

В3. Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками:

а) «эпоха застоя» 1) 1992-1998 гг

б) «апогей сталинизма» 2) 1953-1964 гг

в) «оттепель» 3) 1964-1985 гг

г) «шоковая терапия» 4) 1945-1953 гг

5) 1985-1991 гг

В4. Какие три из перечисленных ниже явлений связаны с новой экономической политикой?

1) продразверстка

2) национализация всех предприятий

3) существование мелких частных предприятий

4) всеобщая трудовая повинность

5) хлебная торговля

6) денежная реформа.

В5. Какие три из перечисленных ниже события произошли в период перестройки?

1) учреждение должности Президента СССР

2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

3) принятие Конституции РФ

4) провозглашение суверенитета России

5) проведение приватизации

6) попытка государственного переворота (создание ГКЧП)

В6. Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют период президентства В.В. Путина?

1) установление цензуры средства массовой информации

2) укрепление позиций России на международной арене

3) провозглашение курса на построение социалистического правового государства

4) приоритетное развитие военной промышленности

5) осуществление программы национальных проектов в области здравоохранения и образования

6) привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

С1. Белое дви­же­ние имело не­ма­ло сторонников в раз­лич­ных слоях рус­ско­го общества. Тем не менее бе­ло­гвар­дей­цы потерпели по­ра­же­ние в Граж­дан­ской войне. На­зо­ви­те не менее трёх при­чин их поражения.

С2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической науке.

«Поражения на фрон­тах русско-японской войны стали важ­ней­шей причиной на­чав­шей­ся Первой рос­сий­ской революции».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Вариант 3.

А1. Система «двоевластия» это:
1) разделение властей между кадетами и октябристами; 2) одновременное функционирование Временного правительства и Петросовета; 3) создание Госсовета и Временного правительства;

4) участие российского генералитета в осуществлении политической власти
А2. Первой конной армией в годы Гражданской войны командовал

  1. П. Н. Врангель; 2) А. В. Колчак; 3) Н. Н. Юденич; 4) С. М. Будённый

А3. Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе

1) Лондоне 2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне

А4. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) принятие плана ГОЭЛРО; 2) принятие первой Конституции РСФСР;

3) введение всеобщей трудовой повинности; 4) роспуск Учредительного собрания

А5. Политика продразвёрстки предусматривала:
1) увеличение хлебного импорта; 2) изъятие зерна у крестьян без компенсации; 3) увеличение хлебного экспорта; 4) равномерное распределение хлеба между города и деревней

А6. Кто из перечисленных военных деятелей погиб в годы «Большого террора» 1937-1938 гг.? 1) М.В. Фрунзе 2) М.И. Тухачевский 3) С.М. Будённый 4) К.Е. Ворошилов

А7. В период индустриализации 1930-х гг. в СССР

1) основан Путиловский завод; 2) начали действовать первые атомные электростанции; 3) вве-дены в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; 4) построена Транс-сибирская железнодорожная магистраль.

А8. Что из названного стало результатом подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббен-тропа?

1) вступление СССР и Германии в Лигу Наций; 2) проведение Мюнхенской конференции и передача Германии Судетской области; 3) роспуск Коминтерна; 4) раздел между Германией и СССР сфер интересов в Восточной Европе.

А9. Что из перечисленного можно отнести к последствиям культурных преобразований в СССР в довоенный период?

1) создание первого университетского устава; 2) объединение советской интеллигенции в твор-ческие союзы; 3) распространение диссидентского движения; 4) отмена политической цензуры

А10. Необходимость поддержки продовольственной диктатуры в деревне летом 1918 г. стала одной из причин создания

1) рабфаков 2) ликбезов 3) комбедов 4) наркоматов

А11. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение 2) Сталинградское сражение
3) битва на Орловско-Курской дуге 4) Висло-Одерская операция

А12. В каком ряду названы города, удостоенные звания «Город-герой» за массовый героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны

1) Белгород, Новгород; 2) Вязьма, Воронеж; 3) Брянск, Рязань; 4) Минск, Ленинград

А13. Какую операцию провела Красная Армия в январе — феврале 1945 г.?

1) Корсунь-Шевченковскую; 2) Ясско-Кишиневскую; 3) Висло-Одерскую; 4) Берлинскую

А14. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н. С. Хрущёва, принад-лежит писателю

1) И. Г. Эренбургу; 2) М. А. Шолохову; 3) А. И. Солженицыну; 4) М. М. Зощенко

А15. Главным внешнеполитическим событием для СССР в 1956г стало:
1) визит Хрущева в США 3) ввод советских войск в Венгрию
2) Карибский кризис 4) образование ОВД

А16. В каком вооружённом конфликте советские специалисты принимали активное участие в 1950-х гг.?

  1. Корейской войне 3) гражданской войне в Испании

  2. Вьетнамской войне 4) Афганской войне

А17. Причина Карибского кризиса в 1962 г. – это

1) дипломатический скандал в связи с визитом Н.С. Хрущева на Кубу; 2) размещение советских ядерных ракет на Кубе, вблизи США; 3) размещение советских ядерных ракет в Азии; 4) революционные выступления на Кубе, в Никарагуа, в Мексике.

А18. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

1) переговоры о разоружении; 2) сотрудничество с США в области освоения космоса

3) усиление влияния СССР в Восточной Европе; 4) разрыв отношений с Китаем

А19. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х—середине 1980-х гг.?

1) реабилитация политических заключённых; 2) отказ от критики культа личности И. В. Сталина; 3) снижение численности партийного аппарата; 4) отход от признания руководящей роли КПСС

А20. Какое событие относится к периоду руководства Л. И. Брежнева?

1) Первый Международный музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского; 2) Первый Москов-ский международный кинофестиваль; 3) Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве;

4) XXII Олимпийские игры в Москве

А21. Какой новый орган власти появился в период перестройки?

1) Государственная Дума 2) Верховный Совет

3) Съезд народных депутатов 4) Государственный совет

А22. К какому периоду относится расцвет творчества В. С. Высоцкого?

1) 1930-е гг. 2) 1950-е гг. 3) 1970-е гг. 4) 1990-е гг.

А23. Одно из важных явлений в социально-политическом развитии России в 2000-е гг. ха­рактеризуется понятием

1) «приватизация власти»; 2) «парад суверенитетов»; 3) «вертикаль власти»; 4) «гласность»

В1. Прочтите отрывок из книги историков и назовите фамилию государственного деятеля, об убийстве которого идет речь. «Скорее всего, мы никогда не получим фактов, способных окончательно доказать ту или иную версию его убийства. Но одно можно сказать определенно: Сталин в полной мере использовал выстрел в Смольном для собственных политических целей… как повод для расправы с бывшими политическими противниками»

В2. Какие из перечисленных ниже мероприятий связаны с деятельностью П. А. Столыпина?

1) перевод крестьян на обязательный выкуп

2) введение военно-полевых судов над гражданскими лицам

3) строительство Сибирской железной дороги

4) изменение избирательного закона по выборам депутатов Государственной Думы

5) принятие программы создания рабочих организаций под контролем полиции

6) предоставление крестьянам права свободно покидать общину с наделом

В3. Какие три из перечисленных событий относятся ко времени Гражданской войны?

1) Брусиловский прорыв; 4) восстание чехословацкого корпуса

2) восстание на броненосце «Потемкин Таврический»; 5) гибель крейсера «Варяг»

3) движение под руководством Н. И. Махно 6) разгром войск П. Н. Врангеля; В4. Установите соответствие между российскими политическими деятелями и их должностями в 1990-2000-е гг.

ДЕЯТЕЛИ                        ДОЛЖНОСТИ

А) А.В. Руцкой                1) Председатель Правительства РФ в 2000-2004 гг.

Б) М.М. Касьянов            2) Вице-президент РФ в 1991-1993 гг.

В) М.Е. Фрадков              3) Председатель Правительства РФ в 2007-2008 гг.

Г) Р.И. Хасбулатов          4) Председатель Правительства РФ в 2004-2007 гг.

5) Председатель Верховного Совета РФ в 1991-1993 гг.

В5. Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют период президентства В. В. Путина?

1) установление цензуры средств массовой информации

2) укрепление позиций России на международной арене

3) провозглашение курса на построение социалистического правового государства

4) приоритетное развитие военной промышленности

5) осуществление программы национальных проектов в области здравоохранения и образования

6) привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

В6. Расположите в хронологической последовательности события 1940—1960-х гг.
1) «дело врачей»
2) события в Новочеркасске
3) преобразование наркоматов в министерства
4) XX съезд КПСС
5) Потсдамская конференция

С1. В ходе тя­же­лой для Рос­сии Первой ми­ро­вой войны воз­ник­ла идея за­клю­че­ния с нем­ца­ми сепаратного мира. Ни­ко­лай II на­о­трез отказался вести об этом переговоры. Но при­шед­шие во главе с В. И. Ле­ни­ным к вла­сти большевики в марте 1918 г. за­клю­чи­ли с нем­ца­ми тяжелый и по­зор­ный Брестский мир, хотя даже внут­ри самой боль­ше­вист­ской партии было много про­тив­ни­ков этого. По­че­му В. И. Ленин пошел на то, на что не со­гла­сил­ся пойти Ни­ко­лай II? При­ве­ди­те три объясне-ния.

С2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Под­пи­са­ние пакта о не­на­па­де­нии с фа­шист­ской Германией и сек­рет­но­го протокола к нему было ди­пло­ма­ти­че­ской удачей СССР.»

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответы к контрольной работе.

Часть А каждый правильный ответ – 1 балл, часть В каждый правильный ответ — 2 балла, часть С – 5 баллов ( С1-3 балла, С2-2 балла). Максимум 40 баллов.

Вариант 1

А1.4 А2.1 А3.2 А4.2 А5.3 А6.2 А7.3 А8.2 А9.3 А10.2 А11.2 А12.3 А13.4 А14.1

А15.3 А16.1 А17.2 А18.3 А19.4 А20.4 А21.1 А22.3 А23.1

В1.2145 В2.42351 В3.2531 В4.5142 В5.146 В6.ВДГА

С1. Могут быть при­ве­де­ны следующие причины:

— низ­кая заработная плата;

— про­дол­жи­тель­ный рабочий день;

— бес­пра­вие рабочих;

— тя­же­лые бытовые условия;

— тяготы, вы­зван­ные промышленным кри­зи­сом и русско-японской войной;

— от­сут­ствие системы со­ци­аль­но­го страхования.

С2. Аргументы в подтверждение:

 — на XX съез­де КПСС была сфор­му­ли­ро­ва­на концепция мир­но­го сосуществования го­су­дарств с раз­лич­ны­ми общественными системами, го­во­ри­лось о воз­мож­но­сти предотвращения войны;

— восстановление от­но­ше­ний с Югославией;

— установление ди­пло­ма­ти­че­ских отношений с рядом стран (ФРГ, Япо­ни­ей и др);

— вывод войск из Австрии;

— первый визит ру­ко­во­ди­те­ля СССР в США (1959 г.);

— подписание до­го­во­ра (СССР, США, Великобритания) о за­пре­ще­нии ядерных ис­пы­та­ний в трёх сре­дах (1963 г.).

Аргументы в опровержение:

— политические кри­зи­сы в со­ци­а­ли­сти­че­ских странах (Венгрия, Польша), вы­зван­ные неоднозначным от­но­ше­ни­ем к ре­ше­ни­ям XX съез­да КПСС, ввод войск в Венгрию;

— обострение от­но­ше­ний с Китаем, на­ча­ло пограничных инцидентов;

— Берлинский кри­зис 1961 г., воз­ве­де­ние Берлинской стены;

— Карибский кри­зис 1962 г., по­ста­вив­ший мир на грань ядер­ной войны, с тру­дом преодолённый в ре­зуль­та­те компромисса СССР и США.

Вариант 2

А1.1 А2.1 А3.4 А4.4 А5.1 А6.2 А7.3 А8.2 А9.3 А10.4 А11.1 А12.1 А13.3 А14.3

А15.4 А16.2 А17.1 А18.3 А19.2 А20.2 А21.2 А22.4 А23.2

В1.136 В2.3521 В3.3421 В4.356 В5.146 В6.256

С1. Могут быть при­ве­де­ны следующие причины:

— от­сут­ствие прочной со­ци­аль­ной базы и под­держ­ки со сто­ро­ны крестьянства — по­дав­ля­ю­щей части населения;

— от­сут­ствие четких по­ли­ти­че­ских целей;

— от­сут­ствие единого во­ен­но­го руководства и яв­но­го лидера в белом движении;

— опора на по­мощь иностранных го­су­дарств подрывала пат­ри­о­тич­ность лозунгов белых.

С2. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) авторитет самодержавия у населения из-за поражений резко упал

2) бессмысленность войны поднимала народ на революцию

 Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) многие простые рабочие и крестьяне и не слышали о русско-японской войне, они выступали за улучшение своего положения

2) в стране созрели предпосылки для революции, просто война их ускорила, То есть она стала поводом , а не причиной

Вариант 3

А1.2 А2.4 А3.3 А4.4 А5.2 А6.2 А7.3 А8.4 А9.2 А10.3 А11.1 А12.4 А13.3 А14.1

А15.3 А16.1 А17.2 А18.3 А19.2 А20.4 А21.3 А22.3 А23.3

В1.Киров В2.246 В3.346 В4.2145 В5.256 В6.53142

С1. Могут быть даны сле­ду­ю­щие объяснения:

— боль­ше­ви­ки не были пат­ри­о­та­ми России, мыс­ли­ли категориями ми­ро­вой революции

— Ленин и большевики, в от­ли­чие от Ни­ко­лая II, не несли от­вет­ствен­но­сти за на­ча­ло войны и были более сво­бод­ны в от­но­ше­нии условий её завершения

— боль­ше­ви­ки должны были вы­пол­нить своё обе­ща­ние о за­клю­че­нии мира, дан­ное в 1917 г.

— к 1918 г. произошёл пол­ный развал армии, ко­то­рая не была спо­соб­на воевать дальше

— на­рас­та­ла усталость на­се­ле­ния от войны

— Ленин ожидал, что в Гер­ма­нии вскоре про­изой­дет социалистическая революция, в ре­зуль­та­те которой не­спра­вед­ли­вые условия мира будут отменены

— по мне­нию некоторых историков, боль­ше­ви­ки были свя­за­ны с гер­ман­ским правительством, от ко­то­ро­го получали опре­де­лен­ную поддержку.

С2. Аргументы в подтверждение:

— подписание пакта и сек­рет­но­го протокола к нему поз­во­ли­ло СССР вклю­чить в свой со­став новые территории, ко­то­рые остались за ним и после войны

— подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны;

− пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне;

Аргументы в опровержение:

— пакт раз­вя­зал руки Гер­ма­нии для за­во­е­ва­ния половины Европы, что при­ве­ло к росту военно-экономического по­тен­ци­а­ла немецкого фашизма

— СССР дис­кре­ди­ти­ро­вал себя, под­пи­сав договор с фа­ши­ста­ми и вы­сту­пив как агрес­сор по от­но­ше­нию к Польше, при­бал­тий­ским государствам, Фин­лян­дии и Румынии. Это за­мед­ли­ло создание ан­ти­гит­ле­ров­ской коалиции

— советское ру­ко­вод­ство не смог­ло воспользоваться в до­ста­точ­ной степени временем, вы­иг­ран­ным от под­пи­са­ния договора

— подписание до­го­во­ра дезориентировало со­вет­ский народ, армию, ко­то­рые не могли опре­де­лить­ся в от­но­ше­нии к Германии —  как к со­юз­ни­ку или как к врагу, что на­нес­ло вред обо­ро­но­спо­соб­но­сти страны

— подписание пакта и сек­рет­но­го протокола к нему при­ве­ло к на­силь­ствен­но­му присоединению к СССР народов, часть на­се­ле­ния которых впо­след­ствии оказала по­мощь гитлеровским войскам.

Учитель Долгова Л.А.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Карбамазепин зептол 400 инструкция по применению
  • Номера инструкций по охране труда для каменщика
  • Инструкция по эксплуатации вакуумных банок для массажа
  • Азур эйр авиакомпания руководство по
  • Teyes spro plus инструкция по эксплуатации

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии