Гла́сность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы информации в СССР (1985–1991).
Политические и правовые аспекты
Основы курса гласности были заложены заведующим Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС (1985–1986) А. Н. Яковлевым, занявшим этот пост при поддержке генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва. Яковлев стал главным идеологом перестройки, за что его часто называли её «архитектором». В его ведении были вопросы идеологии, культуры, образования.
В декабре 1985 г. Яковлев сформулировал концепцию политики гласности, и представил её М. С. Горбачёву в записке, известной как «Императив политического развития». В частности, он писал: «Государство сильно только тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» (Ленин). Гласность, исчерпывающая и оперативная информация – непременное условие дальнейшей демократизации общественной жизни. Лишь информированный человек способен инициативно и плодотворно участвовать в делах общества. Взывать к гражданской активности людей, которые не располагают широкой информацией и не находятся в благоприятном для такой творческой активности социальном климате, бессмысленно» (Записка А. Н. Яковлева М. С. Горбачёву «Императив политического развития» о необходимости всестороннего реформирования советского общества. Конец декабря 1985 г. // Фонд Александра Н. Яковлева).
Сам М. С. Горбачёв впервые о гласности высказался в политическом докладе на XXVII cъезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986): «Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологической перестройки наших кадров» (Горбачёв М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС 27 съезду Коммунистической партии Советского Союза; Речь Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС Михаила Горбачёва при закрытии 27 съезда КПСС. Москва, 1986. С. 76). В дальнейшем он многократно высказывался о важности гласности как фактора реформ и позднее оценивал её как наиболее важный результат своего реформаторского проекта. На протяжении всего периода реформ он уточнял и расширял это новое для СССР понятие.
В 1985–1987 гг. было осуществлено обновление кадров руководящих работников главных печатных и вещательных СМИ, творческих союзов писателей, кинематографистов, театральных деятелей. Новые кадры подбирались по принципу лояльности реформаторскому курсу Горбачёва и готовности включиться в процессы демократизации, критичности по отношению к брежневскому «застою». Так, например, в мае 1986 г. по инициативе А. Н. Яковлева главным редактором журнала «Огонёк» был назначен В. А. Коротич, в августе главным редактором «Московских новостей» – Е. В. Яковлев.
В течение непродолжительного времени во многих республиках, краях и областях были заменены первые секретари ЦК, крайкомов, обкомов. Многие из них обвинялись в коррупции и злоупотреблениях, и впервые информация об этом стала достоянием общественности. Кампания разоблачений коснулась и таких ведомств, как МВД СССР и МИД СССР. Газеты и телевидение активно освещали эти события.
Одним из проявлений курса гласности стало изменение отношения власти к советским диссидентам. В декабре 1986 г. М.С. Горбачёв лично позвонил находившемуся в ссылке правозащитнику академику АН СССР А. Д. Сахарову и предложил ему вернуться в Москву. Вскоре начались возвращения из ссылок и заключений других диссидентов (Г. П. Якунин, Л. М. Тимофеев и др.). К концу 1987 г. этот список насчитывал уже более 200 имён. Многие из них со временем включились в политическую деятельность и стали активно поддерживать реформы.
Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность – наша сила! Плакат. 1988. Правовое обеспечение гласности началось с постановления Пленума Верховного суда СССР № 9 от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику». В нём говорилось: «Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 27). Реже и осторожней стали применяться статьи Уголовного кодекса «за антисоветскую деятельность», ослаблен надзор за «неблагонадёжными элементами». Прекратилось радиоглушение иностранных вещательных станций, разрешён провоз через границу зарубежных изданий.
На Январском пленуме ЦК КПСС (27–28 января 1987) была сформулирована идея политической реформы и отмечена её сильная обусловленность дальнейшим развитием гласности. М. С. Горбачёв заявил: «Настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27–28 января 1987 г. Москва, 1987. С. 33). Вершиной процесса правового обоснования гласности стала XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, которая приняла в резолюции пункт «О гласности» (Материалы XIX Всесоюзной конференции … 1988. С. 140–145). В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым.
К. Комаров. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Плакат. 1989.Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. широко освещалась в СМИ, что способствовало избранию многих радикально настроенных по отношению к Горбачёву и его команде депутатов. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. была отменена статья 190.1 Уголовного кодекса РСФСР, запрещавшая распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.
Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. (вступил в силу 1 августа). Согласно ему была отменена цензура, Гостелерадио СССР и Министерство связи СССР должны были предоставлять эфирное время частным вещателям. Государственная монополия на вещание была ликвидирована. На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании. К 1990 г. гласность стала нормой текущей политической жизни.
Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. 1989. активизировалось диссидентское движение, получили развитие разного рода неформальные движения, распространялись националистические настроения. В рамках гласности стало допустимым обсуждение вопросов об оппозиции КПСС, реформаторском курсе Горбачёва, изменении политико-экономической системы, о Народных фронтах 1988–1990 гг. в РСФСР, прибалтийских и других республиках, сепаратизме и, наконец, об отмене 6-й статьи Конституции СССР и демонтаже СССР.
Отражение курса гласности в СМИ и культуре
Гласность породила читательский бум и рост тиражей многих периодических изданий. Так, в 1985 г. журнал «Огонёк» имел тираж в 1,5 млн экземпляров, в 1990 г. – 4,6 млн, журнал «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн, журнал «Знамя» – 177 тыс. и 900 тыс. экземпляров. Лидерами тиражей в 1990 г. стали еженедельник «Аргументы и факты» (22,7 млн экземпляров), газета «Комсомольская правда» (22 млн экземпляров), газета «Труд» (21,4 млн экземпляров), журналы «Работница» (20,5 млн) и «Крестьянка» (20,3 млн) (Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992. С. 46, 184), а также «Здоровье» (по разным данным, от 18,15 млн до 25,5 млн экземпляров). В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета», журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» (Burda) и др. По данным Государственного комитета СССР по печати, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1,8 тыс. газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию, при этом около 850 газет выходило впервые (в Москве к августу 1991 выходило более 2,6 тыс. газет и журналов, половина из которых – новые) (Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февр. 1917–90-е гг.). Москва, 1999). Почти треть всей периодики составили частные издания. Рост номенклатуры изданий в 1991 г. сопровождался сокращением тиражей. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты.
Геннадий Комольцев. Гласность. Плакат. 1988.После XIX Всесоюзной конференции КПСС процесс освобождения общества от идеологических ограничений разворачивался всё шире. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений. В 1987 г. на экраны страны вышла документальная лента Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», ставшая символом советской «молодёжной революции». Одной из наиболее популярных телепередач стала программа А. Г. Невзорова (в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) «600 секунд» (1987–1993). Перестроечное кино отражало ранее замалчиваемые социальные проблемы советского общества: женские колонии, городские притоны, наркомания и др. Помимо этих тем кинодокументалистика начала освещать проблемы экологии, советской армии, теневой экономики, коррупции.
Политика гласности внутри страны сопровождалась «открытием границ» для распространения информации из-за рубежа. В 1987 г. в СССР официально перестали глушить «вражеские голоса» – радиовещания на территории СССР из США и ряда стран Западной Европы и Азии, такие как «Голос Америки» (в 2017 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента), Би-би-си и «Немецкая волна», в следующем году «Радио Свобода» (в 2017 и 2020 внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) стала последней станцией, с которой сняли глушение. Гласность содействовала активизации не только политических сил в поддержку реформ и демократизации существовавшего режима, но и антиправительственных организаций, в которых формировались программы кардинального переустройства СССР.
На страницах журналов начали публиковаться ранее запрещённые произведения: романы В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. О. Домбровского «Факультет ненужных вещей», рассказы и повести В. Ф. Тендрякова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, М. А. Булгакова. Открытиями для советских читателей стали публикации произведений писателей-эмигрантов В. В. Набокова, М. А. Алданова, Е. И. Замятина, Н. Н. Берберовой и других, затем В. П. Аксёнова, В. Н. Войновича, В. Е. Максимова, С. Д. Довлатова, А. А. Зиновьева, А. В. Соколова, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова. На страницах журналов были опубликованы произведения философов и учёных, высланных в 1920-х гг. за пределы страны, – Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, П. А. Сорокина и др. Активность литературных журналов 1987–1988 гг. дополнялась культурной интервенцией в духовную жизнь советского общества музейных экспонатов авангардистов 1920-х гг., творческих «неформатов» скульпторов и художников 1960–1970-х гг.
В среде советской журналистики уже сформировались представления о том, что гласность должна обеспечивать «свободу слова», которая трактовалась как возможность высказать авторское мнение. К концу 1988 г. поднялась новая волна обсуждения «горячих» тем в печати и телевидении, которая характеризовалась более политизированным и нервозным тоном, не свойственным более раннему периоду. СМИ окончательно превратились в один из главных ориентиров общества и гаранта процесса демократизации. Спустя некоторое время после вступления в силу «Закона о печати и средствах массовой информации» были созданы Комитет по защите свободы слова и прав журналистов (май 1991) и Фонд защиты гласности (июнь 1991).
Менялось отношение и к различным музыкальным направлениям. Так, например, если до второй половины 1980-х гг. отношение к рок-музыке в СССР было однозначно негативным, то затем власть постепенно стала более терпима к исполнителям и поклонникам этого жанра.
Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий
28 сентября 1987 г. постановлением Политбюро ЦК КПСС была образована Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с массовыми репрессиями в СССР 1920-х – начала 1950-х гг. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС (1956), были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. (Первый Московский процесс 1936, Второй Московский процесс 1937, Третий Московский процесс 1938 и др.) и политических дел послевоенного периода (дела Еврейского антифашистского комитета и др.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х – начале 1950-х гг. «тройки» НКВД – УНКВД, коллегии ОГПУ и «особые совещания» НКВД – МГБ – МВД СССР, вынесенные ими внесудебные решения отменены, а репрессированные по ним граждане реабилитированы.
Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками. Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений – В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр» А. А. Бека «Новое назначение», А. Н. Рыбакова «Дети Арбата». Начиная с 1988 г., к читателям в СССР стали возвращаться произведения А. И. Солженицына: в 1988 г. в журнале «Огонёк» опубликован рассказ «Матрёнин двор»; 31 декабря того же года Идеологический отдел ЦК КПСС снял запрет на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича»; в 1989 г. в журнале «Новый мир» (№ 7–11) опубликованы отдельные главы романа «Архипелаг ГУЛАГ» (полностью издан в 1990).
Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. изменения в отношении власти к различным религиозным конфессиям. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г., оживлённые дискуссии на Поместном юбилейном Соборе РПЦ 1988 г. и канонизация патриарха Тихона (Белавина) на Архиерейском Соборе РПЦ в октябре 1989 г.
13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо-статья Н. А. Андреевой «Не могу поступаться принципами» (Андреева Н. А. Не могу поступаться принципами // Советская Россия. 1988. 13 марта. С. 2). Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И. В. Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А. Н. Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». «Статья не конструктивна, – писал автор по поводу письма Андреевой. – В пространной публикации под претенциозным названием не нашлось места для осмысления ни одной из проблем перестройки по существу. О чём бы ни шла в ней речь – гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, – эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями». Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер.
Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В. И. Ленина. В конце 1988 г. в статье помощника А. Н. Яковлева, доктора философских наук А. Н. Ципко, «Истоки сталинизма» (Ципко А. Н. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. 1988. № 11, 12; 1989. № 1, 2) автор подвёл читателей к мысли, что Сталин – продолжатель дела Ленина, и выводу о том, что Ленин не является более положительной фигурой, чем Сталин. Поскольку в это время пресса ещё находилась под контролем власти, целый ряд других изданий и часть общества восприняли статью как «установку» ЦК КПСС на отказ от ленинского наследия и устоявшегося официального взгляда на Октябрьскую революцию 1917 г.
Противоречивым результатом реализации курса гласности стал рост интереса населения СССР к эзотеризму и различным религиозно-мистическим учениям, в том числе нетрадиционным. На экранах телевидения и на страницах журналов стали выступать приверженцы нематериалистического мировоззрения, появились предсказатели, пророки, знахари. Феноменом гласности можно считать многочасовые сеансы «лечения» по телевидению А. М. Кашпировского, А. В. Чумака. Наряду с этим постепенное снятие цензурных ограничений привело к публикации ряда работ, носивших откровенно антинаучный характер. Так, например, в гуманитарной сфере к ним можно отнести ряд работ крупного учёного-математика А. Т. Фоменко по пересмотру исторической хронологии, в том числе его первая книга по этой теме «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии…» (1990).
Гласность в период перестройки второй половины 1980-х гг. совершила «революцию в умах», стала «перестройкой духа», сыграла решающую роль в смене политической системы в СССР. Она претерпела эволюцию в своём развитии на протяжении перестройки, кардинально изменила ход политического процесса и вызвала всеобщее обновление общественно-политического пространства страны. Вместе с тем гласность способствовала распространению национализма и сепаратизма республик, отказу элит от идеологических основ советской государственности что в конечном счёте привело к распаду СССР.
Опубликовано 1 сентября 2022 г. в 15:22 (GMT+3). Последнее обновление 14 июля 2023 г. в 23:13 (GMT+3).
ГОРБАЧЁВ И СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА “ПЕРЕСТРОЙКИ”
Сопротивление реформам со стороны значительной части партийных функционеров, заметное уже в 1986 г., привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции. Толчком к политике гласности послужили события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС, выявившие моральную ущербность прежнего партийного контроля над информацией. В мае состоялись съезды Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, где была произведена смена руководства, и Союзы соответственно возглавили Э. Климов и М. Шатров. Также были произведены назначения в центральные журналы и газеты: редакцию «Нового мира» возглавил С. Залыгин, «Знамени» – Г. Бакланов, «Огонька» – В. Коротич, «Московского комсомольца» – Е. Яковлев, «Аргументов и фактов» – В. Старков. Кадровые изменения в руководстве творческих союзов и редакциях периодических изданий преследовали своей целью нейтрализацию намечавшейся партийной оппозиции реформам Горбачева. Трагические обстоятельства гибели летом 1986 г. теплохода «Адмирал Нахимов» и в октябре этого же года ядерной подводной лодки «Комсомолец» убедили Горбачева в необходимости гласности. На январском пленуме 1987 г. политика гласности была официально закреплена как основа проводившихся политических реформ.
В 1987-1989 гг. выходят ранее не печатавшиеся и запрещенные произведения: «Реквием» А. Ахматовой, «Софья Петровна» Л. Чуковской, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие книги. Издаются книги А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и т. д. В условиях гласности по стране в 1987-1988 гг. образуются многочисленные политические объединения и общества: народные фронты в Молдавии, Латвии, Эстонии, в крупных городах России, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Сво-бодная Грузия» и другие организации. Пересматриваются устоявшиеся стереотипы в отношении исторического прошлого СССР, возобновляется реабилитационный процесс, прерванный в брежневский период. В феврале 1988 г. Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х гг., приходит к выводу о фальсификации дел в отношении Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова и других обвиняемых на третьем Московском процессе в 1938 г.
Политика гласности, порой принимавшая резко негативный характер по отношению ко всему историческому прошлому СССР, привела к консолидации внутри Политбюро консервативно настроенных лиц, не приемлющих направленность большинства перестроечных материалов в периодической печати. Складыванию оппозиции реформам в Политбюро способствовали и командно-административные методы проведения преобразований в начальный период перестройки, а также затронутые партийно-номенклатурные интересы. Также противниками Горбачева критически воспринимались проводимые экономические реформы, в которых они видели капитуляцию перед капиталистической системой.
Лидером консерваторов в Политбюро стал Е. К. Лигачев. Именно он добился снятия в 1987 г. с поста первого секретаря Московского обкома КПСС Б. Н. Ельцина, а также публикации 13 марта 1988 г. в «Советской России» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», где критике подверглась политика гласности. Более чем трехнедельное молчание интеллигенции, ошеломленной статьей, помещенной в центральном органе КПСС, доказывало шаткость позиций Горбачева в столкновении с партийным руководством. Ставка Горбачева на коммунистов-реформаторов и интеллигенцию оказалась недостаточной. Требовалось новое расширение социальной базы перестройки как для продолжения реформ, так и для укрепления положения самого Горбачева.
И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России
http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/91.htm
“БОЛЬШЕ СВЕТА”
В первые революционные годы «гласность» понималась как оружие партии. Ругали «контру», кляли империализм, критиковали бюрократов нового «пролетарского разлива». И только. Ведь не кто иной, как Ленин, распорядился установить жесткий государственный контроль над информацией. Почему? Неужели большевики боялись открытой схватки со своими идейными противниками?
Этот вопрос всегда меня интриговал. Тем более что внутри партии гласность первые годы не ограничивалась. Помню, я был просто восхищен, когда впервые читал стенограммы VII—XI съездов. Несмотря на Гражданскую войну и иностранную интервенцию, отчаянное положение молодой Советской власти, правящая партия не боялась дебатов, не считала возможным ограничить свободу мнений, высказываний, критики. У меня создавалось впечатление, что Ленин сознательно стимулировал «вскрытие» внутрипартийных разногласий, по крайней мере, на первых порах.
(…)
Первым актом гласности можно, думаю, считать мою поездку в Ленинград в мае 1985 года. Состоялся непривычный контакт руководителя с людьми. Выступление без всяких бумажек и предварительных консультаций с коллегами создало целую проблему для Политбюро. Впервые многое из того, что содержалось в неопубликованных материалах мартовского и апрельского Пленумов ЦК, о чем говорилось «в закрытом порядке» в партийных верхах, было «выплеснуто» на всех.
Но что было дальше?
У самолета, прощаясь с Зайковым, я получил от него видеокассету с записью моего выступления на встрече в Смольном с активом городской парторганизации. Прилетел домой, в воскресенье на даче в кругу семьи решили ее посмотреть. Все были взволнованы. Раиса Максимовна сказала:
— Я думаю, надо, чтобы все люди это услышали и узнали.
Возникла мысль: может, разослать запись по обкомам? Пусть послушают выступление целиком, ведь по телевидению и радио передали фрагменты в порядке репортажа. Мне было трудно решиться, не хотелось себя выпячивать — это походило бы на саморекламу. Я позвонил Лигачеву и направил ему кассету.
— Егор Кузьмич, посмотри и скажи свое мнение. Не разослать ли по обкомам?
Он посмотрел, позвонил мне и сказал:
— Считаю, за исключением, может быть, нескольких фраз надо дать полностью по телевидению. Такого же мнения Зимянин.
(…)
Очередной ступенью в развитии гласности стало поощрение критических выступлений в печати, на телевидении и радио по поводу всевозможных безобразий, о которых в прошлом не полагалось говорить вслух. Настолько общество устало от всяких зажимов и запретов, что стоило приоткрыть журналистам «кислород», как их охватила лихорадка критицизма. И тут же они натолкнулись на сопротивление номенклатуры, даже преследование, особенно свирепое на местах.
… Критика стала приобретать оскорбительный, разносный характер, нередко публиковались откровенно клеветнические материалы… Поначалу эти и другие «отходы» гласности мы пытались устранять привычными методами. Генсек обращал внимание «главного идеолога», тот давал указание агитпропу, в отделе собирали редакторов, журналистов и наставляли, как вести дело.
Но постепенно эти испытанные методы перестали срабатывать. Редакторы начали «огрызаться», некоторые и вовсе проявляли непокорность. Чуть ли не каждую неделю появлялись «дерзкие публикации», поднимавшие планку допускавшейся в тот момент открытости. Роль «заводил» играли «Огонек», «Московские новости», «Аргументы и факты» …
Я особенно оценил значение гласности, когда почувствовал, что импульсы, идущие сверху, застревают в вертикальных структурах партийного аппарата, управленческих органов. Свобода слова позволила прямо, через головы аппаратчиков обращаться к людям, стимулировать их активность и получать поддержку
Из мемуаров М.С. Горбачёва
http://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy1/page_12/
“ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ”
1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальныx институтов, органов власти и управления.
Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Гласность во всех сферах жизни — одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости. <…>
4. Необходимо снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную на современной информационной технологии систему ее сбора, обработки и распространения, обеспечить доступность всех видов библиотек, законодательно упорядочить пользование архивными материалами.
5. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации.
6. Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.
Из резолюции XIX Всесоюзной партконференции “О гласности”, 1 июля 1988 г.
http://postsov.rsuh.ru/hrest/gl2.shtml#33
“НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ”
Написать это письмо я решила после долгих раздумий. Я химик, преподаватель в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета. Как многие другие, являюсь куратором студенческой группы. В наши дни студенты после периода общественной апатии и интеллектуального иждивенчества постепенно начинают заряжаться энергией революционных перемен. Естественно, возникают дискуссии — о путях перестройки, ее экономических и идеологических аспектах. Гласность, открытость, исчезновение зон, запретных для критики, эмоциональный накал в массовом сознании, особенно в молодежной среде, нередко проявляются и в постановке таких проблем, которые в той или иной мере «подсказаны» западными радиоголосами или теми из наших соотечественников, кто не тверд в своих понятиях о сути социализма. О чем только не заходит разговор! О многопартийной системе, о свободе религиозной пропаганды, о выезде на жительство за рубеж, о праве на широкое обсуждение сексуальных проблем в печати, о необходимости децентрализованного руководства культурой, об отмене воинской обязанности… Особенно много споров среди студентов возникает о прошлом страны.
(…)
В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.
Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от «сталинистов» (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать «покаяния»…
(…)
Именно сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма. Они внушают нам, что в прошлом страны реальны лишь одни ошибки и преступления, замалчивая при этом величайшие достижения прошлого и настоящего. Претендуя на полноту исторической правды, они подменяют социально-политический критерий развития общества схоластикой этических категорий. Очень хочу понять, кому и зачем нужно, чтобы каждый ведущий руководитель ЦК партии и Советского правительства после оставления им своего поста был скомпрометирован, дискредитирован в связи со своими действительными и мнимыми ошибками и просчетами, допущенными при решении сложнейших проблем на историческом бездорожье? Откуда взялась у нас такая страсть к расточительству авторитета и достоинства руководителей первой в мире страны социализма?
Другая особенность воззрений «леволибералов» — явная или замаскированная космополитическая тенденция, некий безнациональный «интернационализм». Я где-то читала, что когда после революции в Петросовет к Троцкому «как к еврею» пришла делегация купцов и фабрикантов с жалобами на притеснения красногвардейцев, тот заявил, что он «не еврей, а интернационалист», чем весьма озадачил просителей.
Понятие «национального» у Троцкого означало некую неполноценность и ограниченность в сравнении с «интернациональным». И потому он подчеркивал «национальную традицию» Октября, писал о «национальном в Ленине», утверждал, что русский народ «никакого культурного наследства не получил», и т п. Мы как-то стесняемся говорить, что именно русский пролетариат, который троцкисты третировали как «отсталый и некультурный», совершил, по словам Ленина, «три русские революции», что в авангарде битв человечества с фашизмом шли славянские народы.
Конечно, сказанное не означает какого-либо умаления исторического вклада других наций и народностей. Это, как говорят сейчас, лишь обеспечивает полноту исторической правды…
(…)
Как представляется, сегодня вопрос о роли и месте социалистической идеологии принял весьма острую форму. Авторы конъюнктурных поделок под эгидой нравственного и духовного «очищения» размывают грани и критерии научной идеологии, манипулируя гласностью, насаждают внесоциалистический плюрализм, что объективно тормозит перестройку в общественном сознании. Особенно болезненно это отражается на молодежи, что, повторюсь, отчетливо ощущаем мы, преподаватели вузов, учителя школ и все те, кто занимается молодежными проблемами. Как говорил М. С. Горбачев на февральском Пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать, руководствуясь нашими, марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами».
На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории отечества.
Политика гласности
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 474.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 474.
Использование нового советского термина произошло на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Политика гласности декларировала новые принципы в советском государственном аппарате: «Больше демократии, больше социализма! Назад, к Ленину!»
Суть политики
Причиной тому было мнение, что нужно углубить социалистическое управление народа. Предполагалось провести направленную реакцию общества на изменение взгляда на историческое развитие социализма в СССР. Главной идеей было показать ошибки сталинского пути, огрехи предыдущих генсеков, но сохранить правильность и незыблемость построения социализма, а затем и коммунизма в отдельно взятой стране.
Проведение политики гласности включало в себя следующие моменты:
- широкое обсуждение нового политического курса на митингах граждан;
- отмена цензуры на печатные издания;
- формирование многочисленных общественных объединений, поддерживающих перестройку;
- проведение бесед и дискуссий о выборе пути развития.
В Советском союзе впервые была декларирована многопартийность, отраженная и в поправке к Конституции СССР.
Как и в любой реформе, и здесь имелись достижения и издержки политики гласности.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
В условиях новой политики возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Были оправданы Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и другие. Начала проводиться разработка научного сталинизма.
Гласность затронула и СМИ. Начали транслироваться новые передачи: «Взгляд», «Пятое колесо». Печатались труды Солженицына, Бердяева, Соловьева и многих диссидентов.
Можно было не боясь критиковать существующую власть, что активно и делалось. Железный занавес был снят, советские люди увидели жизнь западного мира. Все это являлось положительными чертами проводимой политики.
В то же время, к издержкам можно отнести письмо в «Советской России», написанное Ниной Андреевой, и имевшее заголовок «Не могу поступиться принципами». Она считала, что гласность фальсифицирует историю и учение марксизма-ленинизма. Она считала, что данная политика идет под протекцией Запада.
Подобные мнения разделялись достаточно большой группой граждан СССР, что привело к столкновению различных идейных течений.
Открытость и гласность показала отсталость Советского Союза относительно стран Запада, показала лучшую жизнь и преимущества демократии. Советские люди восприняли западные ценности и отдалились от социалистического учения и партийного курса.
Таблица «Политика гласности: плюсы и минусы»
Плюсы |
Минусы |
Потепление отношений с Западом |
Дифференциация общества по идейным течениям |
Завершение «Холодной войны» |
Прекращение руководящей роли компартии |
Перспективы интеграции СССР в мировое сообщество |
Снижение авторитета незыблемости власти |
Смена застоявшегося политического режима |
|
Ослабление контроля над гражданами |
<Что мы узнали?
Говоря кратко о политике гласности, стоит заметить, что именно она вскрыла многие пороки и недоработки советской системы. Ценности людей были переориентированы на западные, произошло изменение мышления больших людских масс, что в итоге и привело к крушению СССР.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Леняшина
8/10
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 474.
А какая ваша оценка?
Эксперт по предмету «История России»
Стать автором
Определение 1
Гласность — это политика максимальной открытости в сфере свободы распространения и получения информации.
Термин в современном словоупотреблении обычно используется для обозначения политики гласности, которая проводилась в СССР во второй половине 1980-х годов Михаилом Горбачёвым и означала недопустимость замалчивания каких-либо хозяйственных проблем на местах, ослабление цензуры и снятие информационных барьеров, существовавших в обществе. Ранее понятие «гласность» использовалось в юриспруденции и политике.
Гласность в Российской империи
Как политическое понятие слово «гласность» стали впервые использовать в Российской империи в конце 1850-х для обозначения ослабления цензурного контроля за периодической печатью, а позже открытости в процессе работы и принятии решений некоторых органов власти (в рамках буржуазных реформ Александра II «гласность» пришла на смену «канцелярской тайне»).
Гласность в СССР
В. И. Лениным неоднократно подчёркивалась важность гласности как ключевого признака демократизма.
В первые годы существования СССР проводился последовательный курс на широкую гласность, но к 1930-х годам с принципом гласности было покончено.
XVII съезд ВКП(б) ликвидировал созданные по инициативе В.И. Ленина объединенные органы ЦКК — НК Рабкрин. Отныне органы партийного контроля, в годы жизни Ленина не зависящие от ЦК и нижестоящих парткомов, перешли в непосредственное подчинение исполнительным органам парткомов. Был также ликвидирован принцип коллегиальности в партийном руководстве и внедрено единоначалие.
После XVIII съезда ВКП(б) ревизии подверглось марксистско-ленинское учение о социалистическом государстве, была отвергнута ленинская идея о социалистическом народном самоуправлении.
Определение 2
Цензура в СССР — это контроль советских государственных органов над содержанием информации в печатной продукции, сценических и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, фотографических и кинематографических произведений, с целью подавления источников информации, альтернативных официальным.
«Политика гласности» 👇
Митинг гласности 5 декабря 1965 года, проведённый диссидентами и сочувствующими на Пушкинской площади в Москве стал первой политической публичной демонстрацией в послевоенном СССР.
Перестройка
Впервые официально в СССР о социальной ценности принципа гласности было заявлено в 1985 году на апрельском пленуме ЦК КПСС.
Определение 3
Перестройка – это название идеологии советского руководства и крупных реформ, инициированных в 1986—1991 годах генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым.
Впервые публично о гласности начали говорить на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основная её цель виделась в обращении внимания людей на «недостатки, слабости и прорехи» существовавшей хозяйственной системы, с целью их устранения.
В широкий обиход термин «гласность» попал в 1987 году как обозначение одного из главных направлений либеральных реформ («гласность — перестройка — ускорение»), проводившихся М. С. Горбачёвым, широко известных под названием «Перестройка».
Формально начало проведения политики гласности было положено в 1988 году на 19-й Конференции КПСС.
Однако гласность вскоре вышла за первоначально установленные рамки; её новой сутью стало снятие существовавших разнообразных многочисленных информационных табу. Начиная с 1987 года в печати самыми обсуждаемыми вопросами стали те, которые ранее замалчивались:
- эпоха сталинского правления;
- привилегии номенклатуры;
- секс и проституция;
- бюрократизм советской машины;
- многочисленные экологические проблемы.
По мнению Арчи Брауна к весне 1989 года официальная гласность практически претворилась в неограниченную свободу слова.
К началу 1990-х годов в обществе стала преобладать ориентация на демократию, свободный рынок и прочие западные ценности. В стране возникла легальная оппозиция режиму, которая в некоторых союзных республиках постепенно приходит к власти и берёт курс на отделение от Советского Союза. В декабре 1991 года СССР перестал существовать.
В эпоху гласности освобождены были многие диссиденты, а правозащитную деятельность прекратили сопровождать судебные преследования, прекратилось подавление распространения неподцензурной информации (самиздата), острые вопросы поднимались в центральной печати, публиковались критические материалы.
В марте 1987 года, в связи с объявленной политикой гласности, в государственные библиотеки начали возвращать книги из спецхранов в открытые фонды. Однако в СССР цензура существовала вплоть до 1990 года, хотя зачастую некоторые независимые печатные издания, появившиеся в 1989 году, находили возможности её избегать. Цензура была отменена 1 августа 1990 года со вступлением в силу закона «О печати», и заменена «охраной государственных тайн». В августе 1991 во время ГКЧП полномасштабная цензура была вновь введена, но после поражения путча была упразднена. Ведомство, которое осуществляло эту деятельность — Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Минпечати СССР — упразднили перед роспуском СССР, 24 октября 1991 года. Так была поставлена последняя точка в истории цензуры в СССР.
Результатом политики гласности стало появление в СССР впервые после революции 1917 года свободных СМИ. М.С. Горбачёв был единственным руководителем СССР, который подвергался жёсткой критике в советской официальной прессе. Но это оказалось возможным только на позднем этапе Перестройки.
Гласность в современной России
Даже в постсоветский период некоторые политические деятели продолжили употреблять этот термин. Например, многие утверждали, что «период гласности завершился в период президентства Владимира Путина». Начиная с 2000 года были закрыты некоторые независимые газеты и телеканалы, из страны бежали владевшие медиа-активами олигархи, которые отказались от сделок по их перераспределению (Березовский, Гусинский и другие). В СМИ повсеместно появлялась самоцензура.
Президент Медведев в 2010 году заявил «Нам не нужна гласность, нам нужна свобода слова».
Политологи говорят о начале Гласности-II из-за развития Рунета и независимого блогинга.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Перестройка
в духовной и культурной жизни общества
называлась «гласность». Сам термин
«гласность» впервые прозвучал в
выступлении М.С.Горбачева на 27 съезде
КПСС (февраль 1986 г.). Девизы «гласности»:
«Больше демократии, больше социализма!»;
«Назад, к Ленину!»
Для
поддержки перестройки руководство
страны допустило «гласность».
Политика
«гласности»
предусматривала:
-
Снятие
цензуры и разрешение издания новых
газет. -
Возникновение
многочисленных общественных объединений
в поддержку перестройки. -
Широкое
обсуждение нового правительственного
курса на массовых митингах граждан. -
Развертывание
на страницах периодических изданий
дискуссий о выборе пути общественного
развития.
С
самого начала «гласность» вовсе не
означала свободу слова. Это была
полусвобода слова — разрешение говорить
лишь то, что требовалось руководству.
Однако, в дальнейшем, «гласность» вышла
из под контроля партии и правительства.
В
чем проявлялась «гласность»?
1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
-
«Дети
Арбата» А.Рыбакова -
«Белые
одежды» В.Дудинцева -
«Зубр»
Д.Гранина -
«Исчезновение»
Ю.Трифонова -
«Жизнь
и судьба» В.Гроссмана -
«Ночевала
тучка золотая» А.Приставкина
-
«Мы»
Замятина -
«Повесть
непогашенной луны» Б.Пильняка -
«Чевенгур»,
«Котлован», «Ювенильное море» А.Платонова -
Стихи
Н.Гумилева, М.Волошина -
Произведения
И.Шмелева, В.Набокова и др. -
Н.Бердяева,
В.Соловьева, П.Сорокина, Розанова,
Лосского, Лосева и др. -
работы
А.И.Солженицына.
В
них поднимались судьбы интеллигенции,
национальных отношений в годы сталинского
режима, жизнь в ГУЛАГе, раскрывались
истоки и смысл русского коммунизма,
проблемы самобытности российской
истории и др.
В
течение всех лет перестройки шли горячие
дискуссии о направлении и путях
дальнейшего развития общества (Шмелев,
О.Лацис, Селюнин, Клямкин). Самыми
популярными были: газета «Аргументы и
факты», журнал «Новый мир».
2.
Гласность
коснулась и телевидения, кинематографа,
театра, музыки, изобразительного
искусства.
Новые популярные передачи появились
на телевидении: «Взгляд», «До и после
полуночи», «Пятое колесо» и др. Всю
страну потряс фильм Тенгиза Абуладзе
«Покаяние». Это название стало призывом
к партии – взять на себя ответственность
за 70-летнюю трагедию и покаяться. В ответ
– молчание.
3.
Со времен Н.С.Хрущева возобновилась
и продолжилась реабилитация жертв
сталинских репрессий. За
три года работы комиссии по реабилитации
(с 1987 г.) были пересмотрены все
сфальсифицированные при Сталине
политические процессы 1930-х гг.,
реабилитированы Бухарин, Рыков, Каменев,
Зиновьев и др. Началась научная разработка
проблем сталинизма. Историков допустили
работать в секретные фонды архивов.
Были найдены новые факты, особенно по
сталинским временам, были открыты
неизвестные страницы истории Советской
России.
4.
Произошли перемены во взаимоотношениях
церкви и государства.
В 1988 году прошли юбилейные торжества
в связи с 1000-летием крещения Руси. Были
зарегистрированы новые религиозные
общины, открыты духовные учебные
заведения. Верующим стали возвращать
отобранные ранее культовые здания.
Началось восстановление старых и
строительство новых храмов.
5.
Убрали «железный занавес».
Советский народ увидел жизнь западного
мира.
6.
От критики
сталинизма перешли к критике КПСС.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #