Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
1. Начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.
3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.
4. В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.
(часть 4 введена Федеральным законом от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
Что такое дознание
Дознание – одна из стадий предварительного расследования уголовных преступлений. Должностные лица особых правоохранительных органов предпринимают необходимые меры по пресечению, фиксируют следы, возбуждают производство и передают следователю для проведения следствия. Отдельные категории дел полностью расследуются на стадии дознания.
Как правило, преступления, по которым проводится дознание, – это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации – это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5 (пять) лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).
Чем занимается дознание
Органы дознания проводят дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.
Органы дознания
Органами дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, являются:
- органы внутренних дел РФ, включая территориальные, линейные управления, отделы, отделения, пункты;
- органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Таким образом, следуя логике законодателя, определившего в ст. 151 УПК РФ подследственность уголовных дел, в первую очередь необходимо определить, относится ли преступление к подследственности органа дознания, а потом решить, конкретно к полномочиям какого из них.
Полный перечень органов дознания — учреждений следующий:
- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы внешней разведки Министерства обороны РФ;
- федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
- таможенные органы Российской Федерации;
- органы Службы внешней разведки Российской Федерации;
- органы Федеральной службы исполнения наказаний;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений;
- начальники военных учреждений или гарнизонов;
- капитаны морских и речных судов;
- руководители геолого-разведочных партий и зимовок;
- начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз;
- главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Подразделения этих органов вправе осуществлять дознание по уголовным делам, не требующим проведения предварительного расследования. Кроме этого, они полномочны проводить следственные действия по иным уголовным делам, но при условии неотложности требуемых следственных действий, в целях предотвращения утраты следов и орудий преступления, задержания виновного лица (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
После этого в срок не более 10 суток такое уголовное дело подлежит передаче руководителю следственного органа для рассмотрения по подведомственности (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).
Есть мнение, согласно которому выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, является одной из форм дознания (Чабукиани О.А. Ускоренное (упрощенное) расследование: «за» и «против» // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 67 — 69; Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 9 — 12).
В случае если результатом проведения неотложных следственных действий не стало установление подозреваемого лица, эти органы обязаны даже после передачи уголовного дела проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с обязательным уведомлением об их результатах следователя. Все остальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия проводятся только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.
Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:
- передавать уголовное дело другому дознавателю;
- отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;
- давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;
- ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;
- кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.
Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ).
Начальник органа дознания
Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. До 10 января 2016 года тот же пункт указывал на то, что начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Соответственно, в действующей дефиниции «начальник органа дознания» законодателем изменены акценты. Раньше главным сущностным критерием в дефиниции названного субъекта уголовного процесса было его полномочие давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Теперь основной понятиеобразующий признак — организационная составляющая статуса начальника органа дознания — то обстоятельство, что именно он возглавляет (является заместителем такового) учреждение, наделенное статусом органа дознания.
Почему мы здесь ведем речь об учреждениях? Да потому что органом дознания законодатель именует не только учреждения (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), но и некоторых должностных лиц (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).
Правовая основа статуса начальника органа дознания
В УПК РФ имеется статья, закрепляющая перечень основных прав начальника органа дознания. Это ст. 40.2 УПК РФ. Несмотря на то что определение данному субъекту сформулировано в другой статье УПК РФ (в п. 17 ст. 5), исследуемую статью законодатель назвал «Начальник органа дознания».
Согласно ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен:
- поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
- продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;
- проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
- рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
- поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
- принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
- выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
- возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
- утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
- осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел
- производство процессуальных действий по делу
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания
- приостановление дознания
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Текст
1
Изображения
Поделиться
Государственной Думой 22 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 440-Ф№ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым уточнен правовой статус и полномочия начальника органа дознания.
Введена новая статья 40.2 УПК РФ, в которой закреплены полномочия начальника органа дознания.
Так, начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
2) продлевать срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1настоящего Кодекса.
В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.
Кроме того, скорректированы положения части 9 статьи 166 УПК РФ, определяющей порядок оформления протокола следственного действия при необходимости обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в части согласования с начальником органа дознания решения дознавателя не приводить в протоколе данные о личности защищаемого лица.
Правовой статус начальника органа дознания
Государственной Думой 22 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 440-Ф№ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым уточнен правовой статус и полномочия начальника органа дознания.
Введена новая статья 40.2 УПК РФ, в которой закреплены полномочия начальника органа дознания.
Так, начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
2) продлевать срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1настоящего Кодекса.
В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.
Кроме того, скорректированы положения части 9 статьи 166 УПК РФ, определяющей порядок оформления протокола следственного действия при необходимости обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в части согласования с начальником органа дознания решения дознавателя не приводить в протоколе данные о личности защищаемого лица.
Из
содержания ст.180 УПК следует, что
расследование уголовного дела может
производиться в форме предварительного
следствия и в форме дознания. Стало
быть, дознание – это одна из форм
расследования преступлений, а в ряде
случаев – его первоначальный этап.
Различие
между дознанием и предварительным
следствием заключается, главным образом,
в характере и тяжести совершенного или
совершаемого преступления, сложности
уголовного дела, объеме и характере
производимых следственных действий,
сроках производства следствия и дознания.
Следователи
органов предварительного следствия
расследуют сложные для расследования
уголовные дела о тяжких или особо тяжких
преступлениях, имеющих общественное
значение. Органы дознания производят
дознание по делам, не представляющим
большой общественной опасности, а также
дела, связанные с производством
оперативно-розыскных действий. Это дела
частного или частно-публичного характера.
К органам дознания
относятся:
– органы милиции;
– органы
государственной безопасности по
уголовным делам, отнесенным законом к
их ведению;
– командиры
воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений и гарнизонов – поуголовным делам
о преступлениях, совершенных лицами,
на которых распространяется статус
военнослужащих,
а также о преступлениях, совершенных
гражданским персоналом Вооруженных
сил в связи с исполнением ими служебных
обязанностей в расположении части,
соединения, учреждения, гарнизона;
– начальники
учреждений, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы,
следственных изоляторов – по уголовным
делам о преступлениях против установленного
порядка несения службы, а равно по
уголовным делам о преступлениях,
совершенных в расположении указанных
учреждений;
– органы пограничных
войск по уголовным делам, отнесенных
законом к их ведению;
– таможенные
органы – по уголовным делам, отнесенным
законом к их ведению;
– органы
финансовых расследованийКомитета
государственного контроля
– по уголовным делам, отнесенным законом
к их ведению;
– органы
государственного пожарного надзора –
по уголовным делам о пожарах и нарушении
противопожарных правил;
– капитаны морских
и речных судов, командиры воздушных
судов, находящихся вне пределов Республики
Беларусь – по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на судах;
– главы
дипломатических представительств и
консульских учреждений Республики
Беларусь – по делам о преступлениях,
совершенных в пределах территории
дипломатических представительств и
консульских учреждений.
Следует отметить,
что производство дознания для перечисленных
выше органов является не основной, а
производной функцией.
На
органы дознания и должностных лиц в
зависимости от характера преступления
возлагается прием, регистрация и
рассмотрение заявлений и сообщений о
любом совершенном, совершаемом и
готовящемся преступлении; дознание
по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно;выполнение
неотложных следственных действий по
уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно;
ускоренное производство.
По
уголовным делам, по которым предварительное
следствие обязательно, орган дознания
возбуждает уголовное дело, производит
неотложные следственные и другие
процессуальные действия по установлению
и закреплению следов преступления
(осмотр места происшествия, обыск,
выемку, наложение ареста на имущества,
предъявление для опознания), но не
позднее 10 суток со дня возбуждения
уголовного дела орган дознания передает
дело следователю. В случае неустановления
лица, совершившего преступления,
расследование продолжается до его
установления, проводятся необходимые
оперативно-розыскные мероприятия.
После
передачи уголовного дела следователю
орган дознания может производить
следственные и иные процессуальные
действия только по поручению следователя.
По
уголовным делам, по которым предварительное
следствие необязательно, материалы
дознания являются основанием для
рассмотрения дела судом. Дознание по
этой категории дел производится по
общим правилам УПК.
По
уголовным делам, не представляющим
большой общественной опасности и
перечисленным в ч.1 ст.452 УПК производится
ускоренное производство. Оно допускается
в случаях, когда факт преступления
очевиден, известно лицо, подозреваемое
в совершении преступления, и оно не
отрицает своей причастности к совершению
преступления.
Ускоренное
производство производится по общим
правилам УПК в срок не позднее 10 сутоксо дня поступления
в орган дознания заявления или сообщения
о преступлении.
Должностные лица
органов дознания и их компетенция
Начальник
(он же руководитель) органа дознания
руководит производством дознания. Он
обязан организовать принятие необходимых
оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных
мер в целях обнаружения преступлений
и выявления лиц, их совершивших,
предупреждения и пресечения
уголовно-наказуемых деяний; обеспечить
всестороннее, полное и объективное
исследование всех обстоятельств дела,
выполнение поручений следователя, суда,
указаний прокурора; осуществлять
контроль за законностью и своевременностью
действий дознавателей.
Начальник
органа дознания поручает производство
дознания дознавателям. Он дает им
указания о привлечении лица в качестве
обвиняемого, объеме обвинения, квалификации
преступления, поручает расследование
нескольким дознавателям, передает
материалы от одного дознавателя другому.
Он вправе лично проводить дознание,
приняв дело к своему производству, или
выполнять отдельные следственные или
процессуальные действия.
Все
важные решения по уголовному делу
принимаются с согласия начальника
органа дознания. Он утверждает
постановления дознавателя о возбуждении
уголовного дела; о задержании лица,
совершившего преступление; о привлечении
его в качестве обвиняемого; о производстве
обыска, осмотра жилища, выемки,
почтово-телеграфных и иных отправлений,
о наложении ареста на имущество, об
избрании меры пресечения, ее изменении
или отмены; о направлении подозреваемого,
обвиняемого для производства
судебно-медицинской или судебно-психиатрической
экспертизы; об объявлении розыска
обвиняемого; о передаче дела прокурору
для направления дела в суд и другие.
Указания
начальника органа дознания по уголовному
делу даются в письменной форме и
обязательны к исполнению. Обжалование
их прокурору не приостанавливает их
исполнение.
Дознаватель
– это должностное лицо, осуществляющее
в пределах своей компетенции досудебное
производство в форме дознания.
Дознаватель
обязан принимать все меры к рассмотрению
заявлений и сообщений о преступлении,
всестороннему,
полному и объективному исследованию
обстоятельств уголовного дела. Дознаватель
вправе самостоятельно проводить
следственные и процессуальные действия,
принимать решения, за исключением
случаев, когда законом предусмотрены
утверждения их начальником органа
дознания или санкция прокурора.
Дознаватель
вправе обратиться к начальнику органа
дознания с ходатайством о даче им
поручения соответствующим органам
дознания о производстве оперативно-розыскных
мероприятий и следственных действий.
Постановление
дознавателя, вынесенное им в соответствии
с требованиями УПК по находящимся в его
производстве делам обязательно к
исполнению всеми организациями,
должностными лицами и гражданами.
Контрольные
вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите задачи
предварительного расследования.
2. Каково значение
стадии возбуждения уголовного дела?
3.
Назовите органы, осуществляющие
предварительное расследование.
4. Перечислите
формы предварительного расследования.
5.
Назовите, по каким признакам предварительное
следствие отличается от дознания.
6. Какие виды
дознания существуют?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 41 УПК РФ
1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
3. Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
1.3) давать дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 41 УПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 45-О11-102СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
органа дознания исполняющим обязанности дознавателя отделения дознания ОМ № УВД г. , в который потерпевший Ю обратился с письменным заявлением о привлечении Бойченко к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 297 УК РФ то есть уполномоченным лицом (ч. 1 ст. 41 УПК РФ) и в установленном законом порядке, при наличии соответствующих повода и оснований. Доводы Бойченко о том, что ввиду нерассмотрения районным судом его жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ нарушено право на судебную защиту несостоятельны…
-
Решение Верховного суда: Определение N 53-О11-67, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
…