Для краткого руководства к красноречию

РИТОРИКА
— наука об ораторском искусстве и шире
— о художественной прозе вообще. Состояла
из 5 частей: нахождение материала,
расположение, словесное выражение
(учение о 3 стилях: высоком, среднем и
низком и о 3 средствах возвышения стиля:
отборе слов, сочетании слов и стилистических
фигурах), запоминание и произнесение.
Риторика разработана в античности
(Цицерон, Квинтилиан), развивалась в
средние века и в новое время (в России
М.В. Ломоносов).

В
своем учебнике М.В. Ломоносов излагает
основы рациональной риторики: «В сей
науке предлагаются правила трех родов.
Первые указывают, как изобретать оное,
что о предложенной материи говорит
должно; другие учат, как изобретенное
украшать, третьи наставляют, как оное
располагать надлежит, и посему разделяется
Риторика на три части — на изобретение,
украшение и расположение».

Ораторскому
искусству можно научиться. Для желающих
овладеть им Ломоносов и написал свою
«Риторику», которая имела принятое по
тем временам такое длинное название:
«Краткое руководство к красноречию.
Книга первая, в которой содержится
риторика, показующая общие правила
обоего красноречия, то есть оратории и
поэзии, сочиненная в пользу любящих
словесные науки». (Вторая и третья книги
Ломоносовым написаны не были.)

Во
введении ученый пишет: «Красноречие
есть искусство о всякой данной материи
красно говорить и тем преклонять других
к своему об оной мнению…

К
приобретению оного требуются пять
следующих следствий: первое — природные
дарования, второе — наука, третье —
подражание авторов, четвертое — упражнение
в сочинении, пятое — знание других наук».

Пересказать
подробно «Риторику» Ломоносова трудно,
так как этот объемистый труд содержит
около трехсот страниц текста. На них —
различные риторические правила;
требования, предъявляемые к лектору;
мысли о его способностях и поведении
при публичных выступлениях; многочисленные
поясняющие примеры.

Отметим
основные положения, указанные ученым,
которые не потеряли своего значения и
в наши дни.

«Риторика
есть учение о красноречии вообще… В
сей науке предлагаются правила трех
родов. Первые показывают, как изобретать
оное, что о предложенной материи говорить
должно; другие учат, как изобретенное
украшать; третьи наставляют, как оное
располагать надлежит, и посему разделяется
Риторика на три части — на изобретение,
украшение и расположение».

Ломоносов
говорит о том, что выступление должно
быть логично построено, грамотно написано
и излагаться хорошим литературным
языком. Он подчеркивает необходимость
тщательного отбора материала, правильного
его расположения.

Примеры
должны быть не случайными, а подтверждающими
мысль выступающего. Их надо подбирать
и готовить заранее.

При
публичном выступлении («распространении
слова») «наблюдать надлежит:

1)
чтобы в подробном описании частей,
свойств и обстоятельств употреблять
слова избранные и убегать (избегать)
весьма подлых, ибо оне отнимают много
важности и силы и в самых лучших
распространениях;

2)
идеи должно хорошие полагать напереди
(ежели натуральный порядок к тому
допустит), которые получше, те в середине,
а самые лучшие на конце так, чтобы сила
и важность распространения вначале
была уже чувствительна, а после того
отчасу возрастала».

Далее
Ломоносов пишет о том, как пробудить в
слушателях любовь и ненависть, радость
и страх, благодушие и гнев, справедливо
полагая, что эмоциональное воздействие
часто может оказаться сильнее холодных
логических построений.

Страстию
называется сильная чувственная охота
или неохота… В возбуждении и утолении
страстей, во-первых, три вещи наблюдать
должно:

1)
состояние самого ритора

2)
состояние слушателей

3)
самое к возбуждению служащее действие
и сила красноречия.

Что
до состояния самого ритора надлежит,
то много способствует к возбуждению и
утолению страстей:

1)
когда слушатели знают, что он добросердечный
и совестный человек, а не легкомысленный
ласкатель и лукавец

2)
ежели его народ любит за его заслуги

3)
ежели он сам ту же страсть имеет, которую
в слушателях возбудить хочет, а не
притворно их страстными учинить намерен».

Чтобы
воздействовать на аудиторию, лектор
должен учитывать возраст слушателей,
их пол, воспитание, образование и
множество других факторов.

Произнося
слово, надо сообразовываться с темой
выступления, подчеркивает Ломоносов.
В соответствии с содержанием лекции
необходимо модулировать голос, повышая
или понижая его.

Во
второй части «Руководства к красноречию»
Ломоносов говорит об украшении речи.
Рассматривая плавность течения слова,
Ломоносов обращает внимание на
продолжительность словесных периодов,
чередование ударений, воздействие на
слух каждой буквы и их сочетаний.
Украшению речи способствует включение
в нее аллегорий и метафор, метонимий и
гипербол, пословиц и поговорок, крылатых
выражений и отрывков из известных
сочинений. Причем все это надо употреблять
в меру, добавляет ученый.

Последняя,
третья часть «Руководства» называется
«О расположении» и повествует о том,
как надо размещать материал, чтобы он
произвел наилучшее, наисильнейшее
впечатление на слушателей.

Современники
свидетельствуют, что Ломоносов был
выдающимся ритором. Это признавали даже
его недруги. Враг ученого Шумахер писал
одному из своих корреспондентов: «Очень
бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а
не господин Ломоносов произнес речь в
будущее торжественное заседание, но не
знаю такого между нашими академиками.
Оратор должен быть смел и некоторым
образом нахален. Разве у нас есть кто-либо
другой в Академии, который бы превзошел
его в этом качестве». Здесь сквозь явное
недоброжелательство просматривается
невольное признание риторических
способностей.

«Слова»
и «Речи» ученого всегда привлекали
множество слушателей и проходили с
неизменным успехом. Известный русский
просветитель Н.И. Новиков вспоминал,
что слог Ломоносова «был великолепен,
чист, тверд, громок и приятен», а «нрав
он имел веселый, говорил коротко и
остроумно и любил в разговорах употреблять
острые шутки».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

  • «О изобретении»;
  • «О украшении»;
  • «О расположении».

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Краткое руководство к красноречию, или Риторика (1748 год)

Михаил Ломоносов

История этой книги началась не в 1748 году, когда вышло её первое издание, а на несколько лет раньше. В Марбургском университете, где М.В.Ломоносов с 1736 по 1740 годы слушал лекции на философском факультете, он среди прочих дисциплин должен был изучить курс красноречия. Осенью 1742 года Ломоносов, назначенный по возвращении из-за границы адъюнктом Академии наук, сам приступил к чтению лекций о «стихотворстве и штиле российского языка». Подготовка к лекциям, возможно, и натолкнула учёного на мысль о составлении собственного руководства по риторике. Однако написано оно было в самом неподходящем для этого месте — в тюрьме.

В 1743 году борьба Ломоносова с иностранными коллегами по Академии наук обострилась настолько, что почти на полгода он был заключён под стражу Поводом послужила жалоба одиннадцати академиков, поданная после выходки Ломоносова 26 апреля 1743 года, когда он явился в зал заседаний, подошёл к одному из профессоров, «весьма неприличным образом обесчестил» его и показал ему «крайне поносный знак самым подлым и бесстыдным образом», «поносил всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами», а закончил тем, что пообещал своему оппоненту «поправить зубы». У такого поведения Ломоносова, разумеется, были свои причины, касавшиеся его позиции в деле о казнокрадстве секретаря академической канцелярии И.-Д. Шумахера, незадолго перед тем оправданного.

Время, проведённое в тюрьме, Ломоносов использовал для научной работы. Считается, что именно тогда был написан первый вариант его «Риторики».

В январе 1744 года выпущенный из заточения Ломоносов отправил рукопись «Риторики» в Москву великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III, надеясь таким образом добиться скорейшего её напечатания, однако ответа не получил. Затем текст книги был представлен в Академию наук. Назначенный Шумахером рецензент, академик Г.Ф. Миллер, продержал её у себя три недели и вынес следующее суждение: «Написанное по-русски «Краткое руководство по риторике» адъюнкта Академии Михаила Ломоносова я просмотрел. Хотя ему нельзя отказать в похвальном отзыве ввиду старательности автора, проявленной им в выборе и переводе на русский язык риторических правил древних, однако краткость руководства может вызвать подозрение, что в нём опущено многое, включаемое обычно в курсы риторики. Поэтому я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить её материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, предоставить её Академии. Благодаря этому и прочие славнейшие академики получат возможность вынести заключение о том, следует ли напечатать его для нужд Гимназии. Ведь если пренебречь этой целью и напечатать книгу для людей, занимающихся риторикой вне Академии, то едва ли можно надеяться на достаточное количество покупателей».

19 января 1747 года Канцелярия Академии наук распорядилась («понеже в типографии работы нынче у некоторых наборщиков нет, а дабы они праздны не были и втуне жалованья не получали») сдать в набор семь книг, в том числе второй, основательно изменённый, отредактированный и дополненный вариант «Риторики». Книгу набрали и отпечатали в количестве 606 экземпляров к концу 1747 года, но злоключения, преследовавшие труд Ломоносова, не закончились.

5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры, где помещалась типография, произошёл пожар. Ещё не сброшюрованные к тому времени листы «Риторики», сложенные «в верхнем академическом магазейне, у башни», были скинуты на землю из окошек и с кровли, причём «многие листы разлетелись, иные замараны, затоптаны и подраны». Почти полгода потребовалось на их допечатку. Ломоносов воспользовался этим временем, чтобы внести исправления в текст первых листов. Наконец, к июню 1748 года все типографские работы закончились, книга поступила в Книжную лавку, а автор получил скромный гонорар в размере 50 экземпляров «Риторики», в переводе на деньги — 25 рублей. Общий тираж составили 527 экземпляров.

Книга открывалась посвящением Петру III, самому недолговечному российскому самодержцу. В нём Ломоносов так объяснял цель своего труда: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по её могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадёжен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались».

Опасения Миллера, предрекавшего, что «Риторика» на русском языке не найдёт читателей, не оправдались. Через два года после выхода её из печати академический комиссар по книжным делам Зборомирский уведомил Канцелярию, что «купцы беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова и что её экземпляров «в наличности за продажею мало остаётся». Спустя ещё два года Ломоносов подал в Канцелярию рапорт: «Понеже многие охотники почти ежедневно спрашивают и желают иметь у себя… «Риторики» на российском языке первого тома, которой ныне в Академической книжной лавке за употреблением в продажу уже давно не имеется, того ради сим представляю, дабы Канцелярия Академии наук благоволила приказать «Риторики» ещё потребное число для удовольствия охотников вновь напечатать». Ломоносову было отказано, и только около 1759 года из типографии ново-учреждённого Московского университета вышло второе её издание, также быстро разошедшееся. В 1765 году Академия выпустила третье издание, на этот раз без посвящения давно уже свергнутому и убитому Петру III, без стихов на Петров день 1759 года и с дополнительными авторскими исправлениями. Это издание «Риторики» было последним, увидевшим свет при жизни самого Ломоносова.

По замыслу Ломоносова, весь его труд о красноречии в окончательном виде должен был состоять из трёх книг: первая посвящалась собственно риторике, или «учению о красноречии вообще, поколику оно до прозы и до стихов касается»; предметом второй должна была стать «Оратория», или «наставление к сочинению речей в прозе»; в третьей предполагалось исследовать поэзию, или «о стихотворстве учение». Напечатана была только «Риторика».


Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Краткое руководство к красноречию
, книга перьвая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова Имп.<ераторской> Академии наук и Исторического собрания члена, химии профессора. Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук,1748. [10], 315, [2]с. В цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке — тиснёные имя автора и заглавие. 19,5×11 см.

Предыдущая статья
История, или Действие евангельской притчи о блудном сыне (1740-е-1750-е годы)

Краткое руководство к красноречию, Книга первая, в которой содержится риторика показующая общия правила обоего красноречия то есть оратории и поезии,

Краткое руководство к красноречию, Книга первая, в которой содержится риторика показующая общия правила обоего красноречия то есть оратории и поезии,

Краткое руководство к красноречию, Книга первая, в которой содержится риторика показующая общия правила обоего красноречия то есть оратории и поезии,

В Санктпетербурге

Место издания

О произведении

Ответственность

Сочиненная в пользу любящих словесныя науки трудами Михайла Ломоносова, Императорской Академии наук и Историческаго собрания члена, химии профессора

Общее примечание

Имеются ошибки в колонцифрах.

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Другие издания

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Книга kia sorento руководство по эксплуатации
  • Руководства мчс россии 2020
  • Эпидеумная паста инструкция для чего используется состав препарата
  • М333к регулятор температуры руководство по эксплуатации
  • Мультимедийная система enjoy pro руководство пользователя полная версия

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии