Содержание
- Гост р 56037-2021 услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. общие требования (переиздание) от 11 июня 2021 —
- Минстрой россии об обязанности исполнителей коммунальных услуг организовать работу аварийно-диспетчерской службы. | управление роспотребнадзора по республике мордовия
- Наряд для дворника
- Получать доступ в помещения собственников в судебном порядке
- Получать и обрабатывать персональные данные для исполнения уо договора управления
- Привлекать к локализации и устранению аварий адс ресурсоснабжающих организаций и муниципалитетов
- Утвержденприказом министерстватруда и социальной защитыроссийской федерацииот 18 марта 2021 года n 136н
Гост р 56037-2021 услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. общие требования (переиздание) от 11 июня 2021 —
ГОСТ Р 56037-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОКС 03.080.30
Дата введения 2021-07-01
1 РАЗРАБОТАН Саморегулируемой организацией «Некоммерческое партнерство управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области «Стандарты управления недвижимости» при участии ОАО «Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова» (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 «Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2021 г. N 545-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2021 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами».
Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг), связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов.
Настоящий стандарт распространяется на услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, выполняемые лицами в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом.
Настоящий стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги управления многоквартирными домами, а также подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ (услуг), и собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 51929 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения
ГОСТ Р 55000 Лифты. Повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации
___________________
Действует ГОСТ Р 58495-2021.
ГОСТ Р 55963 Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования
__________________
Действует ГОСТ 34441-2021.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины, принятые по ГОСТ Р 51929, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийно-диспетчерская служба: Служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб.
3.2 диспетчер (оператор): Должностное лицо диспетчерской службы, принимающее, перерабатывающее, анализирующее и фиксирующее поступающую информацию, заявки и обращения об аварийных ситуациях и неисправностях, обеспечивающее и отвечающее за координацию действий аварийно-ремонтных служб при ликвидации аварийных ситуаций и неисправностей.
3.3 исполнитель: Лицо, оказывающее услуги диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания.
3.4 потребитель: Лицо, пользующееся услугами диспетчерской и (или) аварийно-ремонтной службы.
3.5 объединенная диспетчерская служба (ОДС): Орган повседневного управления местного (городского) уровня, являющийся центральным звеном в системе аварийно-диспетчерского управления в аварийных и чрезвычайных ситуациях, предназначенного для сбора от населения и организаций сообщений (заявок) о различного рода происшествиях, авариях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определения объема экстренных мер, уровня оповещения, состава привлекаемых сил, а также обеспечения согласованных действий городских служб при угрозе и возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций.
4.1 Диспетчерская и аварийно-ремонтная службы должны быть обеспечены картой (схемой) местности, списком и адресами иных аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, журналом учета аварий, домашними адресами руководителей аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, их домашними и служебными телефонами, комплектом технической документации на многоквартирный дом, схемами всех отключающих и запорных узлов внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, планами подземных коммуникаций, а также техническими условиями коммунальных ресурсов, мониторинг которых поручается осуществлять диспетчерской службе.
4.2 Специалисты аварийно-ремонтных служб должны быть обеспечены оперативным доступом в технические помещения многоквартирного дома, к внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения и оборудованию, которое передано исполнителю для предоставления услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, предоставив комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов (при наличии таковых).
4.3 Для оперативного управления и контроля за техническим состоянием многоквартирных домов (жилищного фонда) могут создаваться объединенные и (или) единые диспетчерские службы, в состав которых могут входить и аварийно-ремонтные службы.
5.1 При классификации услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания можно выделить их основные виды:
— услуги диспетчерского обслуживания;
— услуги аварийно-ремонтного обслуживания.
Для выполнения услуг создаются следующие службы: диспетчерские и аварийно-ремонтные, которые, в свою очередь, могут объединяться, образуя:
— аварийно-диспетчерские службы.
Примечание — Аварийно-диспетчерская служба объединяет (совмещает) функции диспетчерской и аварийно-ремонтной службы;
— объединенные диспетчерские службы.
Примечание — Объединенные диспетчерские службы (ОДС) могут создаваться как исполнителями, так и органами местного самоуправления для диспетчерского обслуживания группы многоквартирных домов, объединенных в пределах квартала, района, города (поселения);
— единые дежурно-диспетчерские службы.
Примечание — Единые дежурно-диспетчерские службы создаются органами местного самоуправления и службами ГО МЧС РФ.
6.1 Диспетчерская служба обеспечивает оказание услуг по диспетчерскому обслуживанию потребителей многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе [1]-[3].
6.2 В обязанности диспетчерской службы также могут входить:
— контроль за работой лифтов, установленных в многоквартирном доме;
— контроль параметров коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку поставки коммунального ресурса.
6.3 Исполнитель организует круглосуточную работу диспетчерской службы и диспетчера (оператора), обеспечив при необходимости отдельным помещением, журналами учета и контроля, средствами связи, в том числе и оперативной с рабочими аварийно-ремонтных служб, находящимися на линии.
6.4 Диспетчер (оператор) обеспечивает прием и выполнение работ (услуг) по заявкам потребителей.
6.5 Принимая заявки об аварийных ситуациях или неисправностях, диспетчер выясняет их причины, характер и принимает оперативные решения о взаимодействии с аварийно-ремонтными службами(бригадами, специалистами), в том числе занося в журналы данные об авариях, неисправностях или перерывах в работе систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома. Организует в установленные сроки устранение аварий и неисправностей, направляя аварийно-ремонтные бригады(специалистов) к месту аварий.
Примечание — В случае возникновения неисправностей или аварийных ситуаций в системах инженерно-технического обеспечения диспетчер (оператор) оперативно информирует соответствующие специализированные организации (обслуживающие лифты, газовое, водопроводно-канализационное оборудование и (или) коммунальные сети инженерно-технического обеспечения и др.).
6.6 Если диспетчерской службе поручены обязанности по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями технических параметров поставляемых в точку поставки коммунальных ресурсов, диспетчерская служба обеспечивается возможностью:
— контроля таких параметров, организуя установку контролирующей такие параметры автоматики с возможностью дистанционного съема таких параметров или организуя регулярное снятие таких параметров силами аварийно-ремонтных служб;
— регистрации параметров в соответствующих журналах.
6.7 Диспетчерской службе могут быть поручены обязанности по контролю за работой внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома.
6.8 Для обеспечения безопасной работы лифта, в том числе при подключении к устройству диспетчерского контроля, исполнитель выполняет требования, установленные в технических регламентах и других нормативно-правовых актах, в том числе ГОСТ Р 55000, ГОСТ Р 55963.
Примечание — Если в муниципальном образовании создана и работает единая и (или) объединенная диспетчерская служба, исполнитель обеспечивает взаимодействие с такими службами.
7.1 Для выполнения работ (услуг), связанных с устранением аварий и неисправностей, возникающих при работе внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, в том числе лифтов, установленных в многоквартирном доме, исполнитель организует и обеспечивает работу аварийно-ремонтной службы, укомплектовав ее квалифицированными специалистами, транспортом (спецтехникой), оборудованием, инструментами и приспособлениями при необходимости.
Примечание — Если установлено законодательством Российской Федерации, что для выполнения работ по обслуживанию лифтов, или другого оборудования, или систем жизнеобеспечения многоквартирного дома, необходимо иметь допуски (разрешения), исполнитель получает допуск (разрешение) на производство таких работ.
7.2 Аварийно-ремонтная служба обеспечивает оказание услуг по устранению неисправностей и аварийных ситуаций, возникающих при эксплуатации, управлении и содержании многоквартирного дома, и выполнения заявок потребителей по устранению мелких неисправностей и повреждений.
7.3 Аварийно-ремонтной службе может быть поручено снятие параметров коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку поставки коммунального ресурса.
7.4 Персонал аварийно-ремонтной службы и материальная часть должны находиться в полной готовности, обеспечивающей выезд и прибытие бригад к месту аварий в любое время суток.
7.5 Аварийные заявки должны устраняться в сроки, установленные в нормативно-правовых актах. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в первоочередном порядке.
7.6 Исполнитель обеспечивает взаимодействие диспетчерской и аварийно-ремонтной служб, в том числе их взаимодействие с объединенными и едиными диспетчерскими и аварийно-ремонтными службами (если таковые созданы в муниципалитете).
Минстрой россии об обязанности исполнителей коммунальных услуг организовать работу аварийно-диспетчерской службы. | управление роспотребнадзора по республике мордовия
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 30 декабря 2020 г. N 40274-ОГ/04 указало, что на основании п. п. 105-109, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила) при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом дополнительно сообщило, что согласно п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2021 N 22 о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио и видеозаписями, заключением эксперта).
Дано разъяснение о том, что в случае имеющихся у заявителя доказательств, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, указанных в п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2021 N 22, заявителю необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением с приложением имеющихся доказательств. В случае отказа в перерасчете заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Наряд для дворника
Чтобы увидеть, как на практике реализуются нормы федеральных Правил, мы побывали в двух диспетчерских службах муниципальной управляющей компании “Красноярская”. В большинстве крупных УК аварийка и диспетчеры работают по отдельности. Их контакты управляющие компании должны указывать в квитанциях и на официальных сайтах организаций.
В МУК “Красноярская” заявки можно передать и по телефону, и при личном визите в офис. Для удобства жителей компания использует многоканальный телефон с интерактивным голосовым меню.
В диспетчерскую участка санитарного содержания и благоустройства МКД мы приехали в самый напряжённый момент — во время снегопада. По словам начальника участка Анастасии Долговой, здесь собирают заявки на работу дворников, а также уборщиц, которые моют подъезды и лестницы, дезинфицируют места общего пользования.
Пока мы общались с Анастасией Долговой, дворники и уборщицы получили наряды и отправились выполнять свои служебные обязанности. Работают они каждый будний день, а в особенных случаях выходят и в выходные. Затянувшийся обильный снегопад — именно такой случай.
— В утренние часы дворники убирают выходы из подъездов и отмостки, — говорит Анастасия Долгова. — Потом уже дворовой проезд, тротуары, детские площадки. Подсыпка используется в случае гололёда. Иногда жители бывают против использования песка, стараемся идти им навстречу, применяем соляную смесь, а где-то чистим до асфальта или делаем насечки.
Получать доступ в помещения собственников в судебном порядке
УО нужно иметь в виду, что неприкосновенность жилища может отменить только суд (ст. 25 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ). В ином случае проникновение в квартиру вопреки воле собственника квалифицируется как уголовное преступление по ст. 139 УК РФ.
В такой ситуации УО должна предпринять шаги для получения доступа в квартиру через суд, тщательно фиксируя каждый из них. Если из-за непроведения ремонта произойдёт новая авария, причинение ущерба общему имуществу или имуществу жителей дома, то УО в суде нужно будет доказать, что она сделала всё возможное, чтобы выполнить свои обязанности по надлежащему содержанию дома. Среди таких шагов:
- Зафиксировать причину, по которой АДС потребовался доступ в квартиру: аварии или угрозы её возникновения.
- Уведомить собственника помещения, доступ в которое необходим, об этих причинах и дате визита сотрудников АДС. Направить уведомление нужно любым способом, который обеспечит быструю доставку и при этом позволит зафиксировать факт отправки такой информации.
- Составить акт о недопуске сотрудников в помещение, если собственник не отреагировал на уведомление или отказался впустить бригаду в квартиру (письмо Минстроя РФ от 16.01.2021 № 794-АО/06). Один экземпляр такого документа обязательно нужно вручить владельцу помещения или же отправить по почте с уведомлением.
- Обратиться в суд, где предстоит доказать необходимость в доступе в квартиру собственника.
Конечно, в такой ситуации получить доступ в квартиру оперативно не получится. Но правильное оформление и фиксация каждого из указанных этапов поможет управляющей организации отстоять в суде свою правоту и в случае аварии – доказать отсутствие своей вины в этом.
Судебная практика по таким делам с положительным для УО исходом существует: апелляционное определение Самарского областного суда от 16.11.2021 по делу № 33-15007/2021, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-25299/2021, решение АС Республики Татарстан по делу № А65-8715/2021. Мы также писали о подобных случаях на портале:
Получать и обрабатывать персональные данные для исполнения уо договора управления
В постановлении Правительства РФ от 15.05.2021 № 416 и постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 чётко прописаны обязанности аварийно-диспетчерской службы управляющей организации: в какой срок сотрудники АДС должны ответить на звонок, когда перезвонить, как принимать и исполнять заявку.
Однако не стоит забывать: чтобы АДС исполняла надлежащим образом свои обязанности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, законодатели дали ей и соответствующие права. Например, на обработку персональных данных заявителей, которые те передают в АДС при обращении с заявкой или жалобой.
Аварийно-диспетчерская служба, являясь подразделением управляющей организации, обрабатывает персональные данные собственников и нанимателей помещений в МКД в силу заключённого договора управления без дополнительного согласия субъектов ПДн (п. 5 ч. 1 ст.
6 № 152-ФЗ). Под обработкой подразумевается любое действие с личными сведениями, которые лицо сообщает диспетчеру АДС при обращении: сбор, запись, систематизация и накопление, хранение, обновление, изменение, использование, передача (ч. 3 ст. 3 № 152-ФЗ).
Следовательно, диспетчер АДС имеет право передать полученные персональные данные заявителя: имя и фамилию, адрес проживания, номер мобильного телефона – сотрудникам аварийных бригад в силу закона, поскольку это необходимо для выполнения требований НПА и договора управления.
Когда действия УО считаются нарушением закона о ПДн (часть 1)
Привлекать к локализации и устранению аварий адс ресурсоснабжающих организаций и муниципалитетов
Управляющая организация не всегда может справиться с устранением аварий, которые происходят на внутридомовых инженерных сетях, силами только своей аварийно-диспетчерской службы. В такой ситуации она имеет право привлечь к работам сотрудников АДС соответствующей ресурсоснабжающей или муниципальной организации (п. 14 ПП РФ № 416).
Для подобных действий в диспетчерской УО следует разработать и утвердить локальным актом порядок взаимодействия сотрудников с АДС поставщиков ресурсов и при наличии – с единой диспетчерской службой города. При составлении такого документа следует сначала ознакомиться с подобными нормативными актами муниципалитета, чтобы внутренний Порядок управляющей организации им не противоречил.
ПП РФ № 416 даёт АДС управляющей организации право привлечь сотрудников РСО к локализации и устранению аварий и повреждений внутридомовых инженерных сетей ХВС, ГВС, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения, газового оборудования, которое входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД, телекоммуникационных сетей.
Нормативно-правовая база для организации АДС
Утвержденприказом министерстватруда и социальной защитыроссийской федерацииот 18 марта 2021 года n 136н
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Диспетчерский контроль работы лифтов»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Диспетчерский контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Управление диспетчерской службой по контролю работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений»
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий:
________________
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Диспетчерский контроль работы лифтов |
3 |
Контроль работы лифтов с использованием двухсторонней переговорной связи и/или систем диспетчерского (операторского) контроля |
A/01.3 |
3 |
Прием и передача заявок о неисправности лифтов специализированной организации |
A/02.3 |
3 |
|||
B |
Диспетчерский контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений |
4 |
Мониторинг работы оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений, оборудования диспетчерского контроля |
B/01.4 |
4 |
Прием заявок о неисправности оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений, оборудования диспетчерского контроля |
B/02.4 |
4 |
|||
Организация и проверка выполнения работ по устранению неисправностей лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений, оборудования диспетчерского контроля |
B/03.4 |
4 |
|||
C |
Управление диспетчерской службой по контролю работы лифтов, |
5 |
Организация деятельности диспетчерской службы |
C/01.5 |
5 |
подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного |
Контроль деятельности диспетчерской службы |
C/02.5 |
5 |
||
оборудования зданий и сооружений |
Организация совместных действий с оперативными и экстренными службами, органами местного самоуправления и исполнительной власти при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций |
C/03.5 |
5 |
||
Организация подготовки проверки и подтверждения квалификации диспетчеров |
C/04.5 |
5 |
_______________
Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278).Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст.4044; 2021, N 33, ст.4830).Приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957).
Дополнительные характеристики
Актуально на: 3 ноября 2017 г.
0
Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы) в обязательном порядке должна быть прописана в трудовом договоре с работником (ст. 57 ТК РФ). Конкретизация же трудовой функции обычно производится в должностной инструкции. В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) должностная инструкция, наряду с правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием и др., является частью документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации.
Приведем в нашей консультации должностную инструкцию диспетчера.
Обязана ли организация составлять должностные инструкции?
ТК РФ не требует от работодателей составления должностных инструкций. Поэтому привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.
В то же время, конкретизируя трудовую функцию работника, инструкция определяет круг должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1). Более того, в должностной инструкции часто не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).
Наличие должностных инструкций упрощает взаимодействие работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как со «старыми» работниками, так и вновь принятыми, а также с претендентами на определенную должность.
Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0):
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
- обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
- распределить трудовые функции между работниками;
- временно перевести работника на другую работу;
- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.
Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.
Как составить должностную инструкцию
Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.
При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.
Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Должностные обязанности диспетчера
Приведем пример должностной инструкции диспетчера производства. Учитывая разноплановость должности диспетчера в зависимости от специфики деятельности организации, например, должностные обязанности диспетчера по транспорту будут, конечно, иметь свои особенности.
Скачать бланк должностной инструкции диспетчера можно
Скачивать формы могут только подписчики журнала
Вы подписчик?
Войдите на сайт и скачивайте нужные формы
Войти на сайт
Вы не подписчик?
Попробуйте все возможности подписки. Бесплатно на 2 дня
Пробный доступ
Скачать
.
В должностной инструкции диспетчера ЖКХ даны квалификационные параметры, вероятная ответственность диспетчера за нарушения, трудовые функции и полномочия специалиста. Популярность инструкции и возможность её применения в разбирательствах по трудовым спорам требуют от составителей внимательного отношения к качеству её написания.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции диспетчера ЖКХ .doc
Образец должностной инструкции диспетчера ЖКХ
1. Основные положения
- Диспетчера ЖКХ нанимает и увольняет директор организации.
- Диспетчер ЖКХ подчиняется директору организации.
- Диспетчер ЖКХ обязан соответствовать следующим требованиям:
- среднее (профильное средне-специальное) образование;
- стаж работы в сфере ЖКХ от года.
- При отсутствии диспетчера ЖКХ (болезнь, отпуск) его обязанности временно исполняет другое лицо, назначенное директором организации.
- От диспетчера ЖКХ требуются знания:
- законов и норм, регулирующих его деятельность;
- отраслевых нормативов в сфере ЖКХ;
- основ делопроизводства в организации;
- особенностей домов и строений в зоне ответственности;
- планов и схем коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой территории;
- подразделений и служб ЖКХ, в том числе их специфики и выполняемых ими работах;
- правил обработки полученных звонков;
- порядка своих действий в ответ на сообщения о проблемах в сфере ЖКХ;
- правил уведомления руководящего состава о проблемных ситуациях в ЖКХ;
- способов взаимодействия со службами экстренной помощи;
- параметров оценки результативности своей работы;
- параметров оказания услуг в сфере ЖКХ;
- правил выезда специалистов и работников ЖКХ на места возникновения проблемных ситуаций;
- обязательных для соблюдения работниками норм трудовой дисциплины, пожарной безопасности и прочих обязательных правил;
- основ работы с офисным оборудованием.
- Диспетчер ЖКХ руководствуется:
- актуальными законами и нормативами;
- внутренней документацией организации-работодателя;
- положениями инструкции.
2. Функции
Диспетчер ЖКХ отвечает за:
- Отслеживание обстановки в области ЖКХ на обслуживаемой территории.
- Прием сообщений и звонков от проживающего на обслуживаемой территории населения по проблемам в области ЖКХ.
- Направление соответствующих специалистов и работников на устранение причин жалоб жильцов.
- Общий контроль за сроками и качеством выполнения специалистами заявок жильцов.
- Организацию необходимого взаимодействия между подразделениями и специалистами, занятыми в соответствующих работах.
- Прием и оформление нарядов по выполненным работам.
- Регистрацию актов выявления причин, вызвавших сбои в работе ЖКХ на обслуживаемой территории.
- Взаимодействие с жильцами по их обращениям, касающихся сроков, качества и полноты выполняемых специалистами работ.
- Ведение журнал вызовов и другой профильной документации.
- Информирование руководства по проблемным ситуациям в сфере ЖКХ.
- Сбор и обработку информации по жилищному фонду, коммунальной и инженерной инфраструктуре на обслуживаемой территории.
- Информирование профильных служб при возникновении ЧС на обслуживаемой территории.
- Доведение до жильцов обслуживаемой территории актуальной информации по вопросам ЖКХ.
- Соблюдение в работе норм охраны труда и прочих стандартов, обязательных для сотрудников организации.
3. Ответственность
Диспетчер ЖКХ отвечает за:
- Ущерб, полученный организацией-работодателем по его вине, — в размерах, определенных в актуальных положениях действующего законодательства.
- Невыполнение своих профессиональных задач — в соответствии с параметрами, данными в трудовом законодательстве и правилах организации-работодателя.
- Нарушения действующих норм и законов, совершенные при выполнении своих должностных функций, — в соответствии с параметрами, указанными в актуальном законодательстве.
4. Права
Диспетчер ЖКХ владеет правами:
- Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения своей работы.
- Участвовать в собраниях специалистов организации, на которых обсуждаются рабочие вопросы.
- Получать от других специалистов необходимые в своей работе данные.
- Разрешать специалистам проведение работ в пределах своей компетенции.
- Вносить предложения руководителям по возможностям совершенствования трудовых процессов.
Параметры должностной инструкции
Поскольку в Трудовом кодексе отсутствуют указания по созданию должностной инструкции, работодатели ориентируются на неформальные стандарты её написания и правила делопроизводства. В соответствии с ними документ обязан содержать 4 базовых части:
- Общие параметры.
- Профильные обязанности.
- Полномочия специалиста.
- Параметры его ответственности.
Большинство инструкций ограничивается этими разделами. Но работодатель вправе расширить формат документа. В таком случае к базовым частям могут быть добавлены:
- Должностные особенности.
- Правила оценки эффективности (KPI).
- Нормы внесения изменений в инструкцию.
- Прочие значимые моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.
Расширенный формат документа часто применяется при создании инструкций для топ-менеджеров и специалистов на ответственных позициях.
Внимание! Содержание должностной инструкции обязано соответствовать параметрам трудового договора и внутренним правилам организации-работодателя.
Основной раздел
Задачей вступительного раздела является документирование должностных параметров общего характера. Здесь указывают:
- Кому подчиняется специалист.
- Каким критериям он должен соответствовать.
- Каковы правила его замены, приема на работу и увольнения.
- Чем он должен руководствоваться в работе.
- Какие требования работодатель предъявляет к его квалификации.
Особо значимы требования к уровню квалификации специалиста: они не только обеспечивают отсев неподходящих кандидатов, но и отвечают за то, что специалист будет готов выполнять задачи, изложенные в следующей части.
Функции
Обязанности сотрудника можно разделить на несколько групп:
- Обязательные — они лежат в основе профессии, присутствуя в инструкциях почти у всех работодателей.
- Дополнительные — их перечень различается в зависимости от проводимой нанимателем кадровой политики, его отраслевой специфики, размеров и прочих факторов.
- Базовые — их включают практически во все инструкции. Они касаются соблюдения норм охраны труда, стандартов общения с клиентами и прочих правил, обязательных для любого сотрудника.
При создании этого раздела многие кадровики ориентируются на подходящие профессиональные стандарты и разделы квалификационных справочников.
Ответственность
Наказание за должностные правонарушения может наступать в форме материальной ответственности, административной, а в крайних случаях — и уголовной. Степень и форма наказания определяется на основе действующего законодательства. Кроме этого, в случае тяжких нарушений стороны могут использовать свидетелей, доказательства и прочие инструменты. Значительная сложность и нюансы этих процессов выводит их за границы инструкции. Поэтому раздел ограничивается несколькими пунктами общего характера.
Права
Основные трудовые права гарантированы статьей 21 ТК. Но большинство работодателей предоставляют сотрудникам дополнительные возможности. Их значимость и объем зависят от особенностей конкретной должности и специфики деятельности нанимателя. Также в этом разделе можно перечислить и льготы, которые предоставляются сотруднику.
Должностная инструкция проходит определенный порядок создания и утверждения:
- Написание первоначального варианта.
- Его обсуждение с кадровиком, делопроизводителем и юристом — они проверяют документ на отсутствие противоречий с трудовым законодательством, правилами организации-работодателя и профессиональными стандартами.
- Рассмотрение документа соответствующими руководителями и специалистами.
- Написание чистового варианта, в который внесены необходимые коррективы.
Качество получившегося чистового варианта удостоверяют подписи специалистов и менеджеров, участвовавших в его согласовании. Последним визирует документ директор организации-работодателя.
Сам сотрудник ставит подпись в инструкции при своем приеме на работу, соглашаясь с её параметрами.
Внимание! Если организации требуется много инструкций для различного персонала, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их создание. В нем документируются такие моменты, как сроки и порядок рассмотрения правок, ответственные за проверку качества менеджеры и т.д.
Содержание
- Обязанности диспетчера АДС ЖКХ в управляющей компании
- Приём на работу и начало выполнения обязанностей диспетчера АДС ЖКХ
- Необходимость и значимость должностной инструкции для диспетчера АДС ЖКХ
- Особенности работы оператора аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ
- Требования к специальности диспетчера АДС ЖКХ и правила работы
Должностная инструкция диспетчера аварийно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства является основным документом, определяющим трудовые обязанности и права исполнителей данной должности. В России эта инструкция обязательна для всех диспетчеров, работающих по организации аварийной службы в управляющей компании.
Особенности этой должности заключаются в охране жизни и имущества жителей, поэтому диспетчер обязан строго выполнять руководство и правила, установленные Минстройом России. Для успешного выполнения обязанностей диспетчеров кроме специальности коммунальных услуг требуется прохождение специального обучения и приём на работу, после которого диспетчер будет получать необходимые знания для организации и проведения аварийных работ.
Должностная инструкция диспетчера АДС ЖКХ включает в себя перечень должностных обязанностей, которые должен выполнять диспетчер при осуществлении своей работы. В ней указаны правила работы с оборудованием и информационными системами, порядок получения и обработки заявок и вызовов, а также навыки, необходимые для оперативного реагирования на аварийные ситуации.
Данная инструкция обеспечивает четкое руководство диспетчерами АДС ЖКХ и основной инструмент их работы. Она является незаменимым руководством в повседневной деятельности диспетчеров и служит основой для оценки и контроля исполнения своих обязанностей.
Обязанности диспетчера АДС ЖКХ в управляющей компании
Должностная инструкция диспетчера аварийно-диспетчерской службы (АДС) ЖКХ является основным регулирующим документом, определяющим обязанности и права работников данной специальности. В соответствии с этой инструкцией диспетчер АДС ЖКХ обязан:
- Осуществлять приём заявок от абонентов и исполнителей коммунальных услуг, следовать установленным правилам и процедурам при оформлении заявок.
- Организовывать работу диспетчерской службы, соблюдая требования по охране труда, правилам работы оператора АДС ЖКХ.
- Отправлять вызовы исполнителям коммунальных услуг, следить за их выполнением и вести учет по каждому вызову.
- Контролировать выполнение коммунальных услуг, проверять их качество и соответствие установленным стандартам.
- Составлять отчеты по выполненным работам и передавать их руководству управляющей компании.
- Соблюдать правила, устав и особенности работы диспетчерской службы АДС ЖКХ в соответствии с требованиями Минстрой России.
Таким образом, диспетчер АДС ЖКХ имеет ответственность за обеспечение оперативного реагирования на аварийные ситуации и эффективную организацию выполнения коммунальных услуг в управляющей компании.
Приём на работу и начало выполнения обязанностей диспетчера АДС ЖКХ
Для начала выполнения обязанностей диспетчера АДС ЖКХ необходимо пройти процесс приёма на работу. Приём на работу может осуществляться по результатам конкурсного отбора или согласно рабочему договору с исполнителем при оказании услуг коммунальными исполнителями. Должностная инструкция для диспетчера АДС ЖКХ является основным документом, определяющим права и обязанности сотрудника.
Должностная инструкция для диспетчера АДС ЖКХ устанавливает требования к кандидатуры на данную должность, а также описывает особенности и права диспетчерской службы компании управляющей. Диспетчер АДС ЖКХ осуществляет работу в соответствии с действующими законами России и требованиями минстрой России.
Основные обязанности диспетчера АДС ЖКХ включают организацию и контроль работы аварийно-диспетчерской службы, приём заявок на аварийные работы от абонентов, координацию работ исполнителей и контроль их выполнения, а также ведение журнала учета аварийных случаев и составление отчетов.
Для успешного выполнения своих обязанностей диспетчер АДС ЖКХ должен иметь хорошее знание правил и особенностей работы диспетчерской службы, а также специальности в сфере коммунальных услуг. Он также обязан ознакомиться с уставом и правилами охраны труда в компании и строго их соблюдать.
Необходимость и значимость должностной инструкции для диспетчера АДС ЖКХ
Должностная инструкция для диспетчера аварийно-диспетчерской службы ЖКХ является неотъемлемой частью работы в управляющей компании. Эта инструкция определяет особенности работы и обязанности диспетчера, а также предоставляет руководство по выполнению его функций.
В России требования к диспетчерам АДС ЖКХ установлены в соответствии с уставом компании и правилами охраны труда. Исполнители этой специальности должны иметь определенные знания и навыки в области коммунальных услуг, а также быть готовыми к организации и управлению в случае аварий и ЧП. Должностная инструкция является неотъемлемым документом для диспетчеров, так как регулирует их работу, права и обязанности.
Должностная инструкция для диспетчера АДС ЖКХ включает в себя следующие пункты:
- Описание начала работы и выполнения служебных обязанностей.
- Перечень прав и обязанностей, которые возлагаются на диспетчера.
- Требования к диспетчеру в соответствии с законодательством и положениями Минстрой России.
- Правила приема и оказания услуг, включая обязательность соблюдения ответственности и конфиденциальности данных.
- Описание роли диспетчера в организации и управлении аварийной службой ЖКХ.
Учитывая сложность работы и высокую ответственность диспетчеров АДС ЖКХ, должностная инструкция является необходимым документом, который облегчает и стандартизирует их работу, а также помогает поддерживать высокий уровень профессионализма и эффективности в предоставлении коммунальных услуг.
Особенности работы оператора аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ
Работа оператора аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ требует особых навыков и знаний. Он должен уметь организовать прием и оказание аварийно-диспетчерских услуг на высоком уровне.
Один из основных правил работы оператора включает проведение качественного и оперативного приема заявок от исполнителей работ по оказанию услуг в сфере ЖКХ. Это обязательна работа, так как от оператора зависит эффективность решения проблем и устранение аварийных ситуаций.
Для правильного выполнения своих обязанностей оператор должен знать устав компании и правила работы оператора аварийно-диспетчерской службы. Он также должен быть ознакомлен с началом действия действующего законодательства в области ЖКХ и инструкцией по охране жизни и здоровья при выполнении работ.
Оператор аварийно-диспетчерской службы имеет права и обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и руководством по организации и функционированию управляющей компании. Он является частью коммунальных служб и исполняет свои обязанности по обеспечению надлежащего выполнения работ и предоставлению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Особенности работы оператора аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ состоят в том, что он ответственен за организацию и координацию действий исполнителей работ при выполнении аварийных работ. Он также участвует в разработке планов, программ и проектов в сфере ЖКХ в соответствии с требованиями Минстрой России.
Требования к специальности диспетчера АДС ЖКХ и правила работы
Должностная инструкция диспетчера АДС ЖКХ составляется на основании устава организации и действующего законодательства России. Диспетчер АДС ЖКХ является исполнителем в организации, управляющей аварийно-диспетчерской службой. Он обязан организовать и обеспечить работу службы в соответствии с правилами, установленными Минстрой России.
Диспетчер АДС ЖКХ должен обладать специальными знаниями и навыками в области аварийной службы жилищно-коммунальных услуг. Для начала работы на должности диспетчера АДС ЖКХ необходимо пройти профессиональное обучение и получить соответствующую специальность оператора аварийно-диспетчерской службы.
Особенности работы диспетчера АДС ЖКХ заключаются в охране жизни и имущества граждан в случае возникновения аварийных ситуаций. Диспетчер осуществляет прием и обработку аварийно-диспетчерских вызовов, координацию работ исполнителей, а также сотрудничество с органами государственной аварийно-спасательной службы.
Для своей работы диспетчер АДС ЖКХ должен знать и соблюдать правила работы службы и выполнять свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией и руководством управляющей компании. Диспетчер имеет право принимать решения в рамках своих полномочий и обязан сообщать о них своему непосредственному начальнику.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель главы администрации
____________________ района —
председатель КЧС и ПБ района
___________ __________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
_________________ 200__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
дежурному диспетчеру единой дежурной диспетчерской службы
________________________________ района
(ВАРИАНТ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дежурство на ЕДДС организуется круглосуточно и осуществляется штатными диспетчерами в соответствии с графиком несения дежурства в помещении, которое оборудуется техническими средствами оповещения («Градиент-128ОП»), средствами связи, оснащается необходимой оргтехникой и документацией.
На дежурного диспетчера возлагаются следующие основные задачи:
своевременное доведение до главы администрации муниципального образования сигналов оповещения (распоряжений) Администрации области о переводе органа местного самоуправления, его экономики на работу в условиях военного времени;
своевременное доведение до должностных лиц и работников органа местного самоуправления решения главы администрации муниципального образования об экстренном сборе руководителей и других должностных лиц;
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях по телефону «112», либо других источников, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;
проверка достоверности и анализ поступившей информации;
немедленное доведение поступившей информации до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от взаимодействующих ДДС и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС или пожара, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС и пожаров;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка (по обстановке), заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС;
постоянное информирование взаимодействующих ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС сил постоянной готовности, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до подчиненных сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
обобщение и анализ информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.
Дежурный диспетчер ЕДДС при выполнении функциональных обязанностей в период круглосуточного дежурства подчиняется только главе администрации (городского округа (муниципального района) или лицу, его замещающему, по другим вопросам – руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Дежурному диспетчеру ЕДДС запрещается:
покидать свое рабочее место без разрешения начальника ЕДДС (или лица его замещающего);
вести по техническим средствам связи переговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей;
отвлекаться от несения службы посторонними делами (чтение художественной литературы, настольные, компьютерные игры и т.д.);
допускать в помещение ЕДДС лиц, не имеющих отношения к несению службы;
передавать (сообщать) какую либо информацию о ЧС, последствиях, масштабах, принятых мерах посторонним лицам, организациям и средствам массовой информации без разрешения главы администрации муниципального образования (или лица его замещающего).
II. ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ДИСПЕТЧЕРА ЕДДС
И ПОРЯДОК ЕГО ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРИЁМЕ (СДАЧЕ) ДЕЖУРСТВА,
А ТАК ЖЕ ПРИ ПРИЕМЕ СООБЩЕНИЙ ОБ УГРОЗЕ
ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС
При приеме дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
1. проверить и принять документы, средства оповещения и связи, пожарно-охранную систему и другое имущество согласно описи;
2. проверить состояние прямой связи с взаимодействующими ДДС;
3. проверить техническое состояние других средств связи и оповещения, при неисправности средств связи и оповещения доложить начальнику ЕДДС и принять меры к устранению неисправности;
4. уточнить у сменяющегося дежурного диспетчера ЕДДС общую обстановку (какие были происшествия, кому доведены, какие мероприятия находятся на контроле, какие указания, распоряжения не доведены до исполнителей). Проверить запись этих данных в рабочей документации;
5. доложить начальнику ЕДДС (или лицу его замещающему) об обстановке и о смене дежурства.
Во время несения дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
1. вести документацию дежурного диспетчера ЕДДС;
2. при получении от главы администрации муниципального образования распоряжения на доведение сигналов, оповещение должностных лиц администрации муниципального образования осуществить оповещение по системе «Градиент-128 ОП», телефону или посыльными; записать время доведения сигналов (команд) и обобщить результаты оповещения;
3. участвовать в проведении (по плану Администрации области) проверок работоспособности системы оповещения области;
4. соблюдать меры пожарной безопасности в помещении ЕДДС;
5. докладывать немедленно главе администрации муниципального образования – об угрозе и возникновении ЧС, об авариях на системах жизнеобеспечения, а также о всех происшествиях на территории муниципального образования, имеющих общественно-политический резонанс или повлекших тяжкие последствия.
При приеме сообщения по телефону «112», других источников информации дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
представиться: «Дежурный службы «112»;
быть предельно бдительным и внимательным к поступающим вызовам и немедленно отвечать на них;
принимать все сообщения о ЧС и других происшествиях;
при разговоре с заявителем быть тактичным, вежливым, проявлять заботу о людях, вместе с тем активно и настойчиво выяснять необходимые данные для высылки спасательных подразделений на ликвидацию или предупреждение ЧС, других происшествий, о которых сообщает заявитель;
дублировать вслух все полученные данные, которые сообщает заявитель, полностью фиксировать их в соответствующей документации;
при получении сообщений о ЧС, других происшествиях на объектах с массовым пребыванием людей, промышленных и других объектах на которые предусмотрен повышенный номер (ранг) вызова, объявлении руководителем ликвидации ЧС повышенного номера (ранга) вызова немедленно докладывать должностным лицам в порядке, определённом в Алгоритме действий дежурного диспетчера ЕДДС;
в случае приема сообщения, когда заявитель находится на значительном расстоянии от места ЧС, другого происшествия, не знает его точного адреса (названия улицы, номера дома и т.п.) узнать, по какому адресу находится заявитель во время сообщения, в каком направлении происходит событие, о котором он сообщает, какие ориентиры (улицы, магистрали, объекты и т.п.) расположены рядом с местом происшествия;
в связи с возможным наличием в населенных пунктах улиц, имеющих одинаковое или созвучное название, при приеме сообщений принимать меры по определению точного места ЧС, другого происшествия;
при поступлении дополнительных сообщений, в которых уточняется адрес или ситуация на месте вызова (наличие пострадавших, баллонов, сосудов аппаратов, находящихся под давлением, агрессивных химических, отравляющих и радиоактивных веществ и др.) немедленно сообщать об этом начальнику ЕДДС;
вести учет информации, поступающей с места ликвидации ЧС, другого происшествия, а также указаний и распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС в соответствующей документации.
Опрос заявителя при приеме сообщения состоит из двух частей: основных и дополнительных вопросов.
К основным относятся вопросы:
выяснение точного адреса объекта, на котором возникла ЧС, другое происшествие, место возникновения (этажность здания и т.п.), характер ЧС, другого происшествия.
После выяснений основных вопросов дежурный диспетчер ЕДДС доводит полученные сведения до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение, одновременно продолжая опрос заявителя.
К дополнительным относятся вопросы:
выяснение наличия людей и угрозы их жизни, удобного подъезда спасательным подразделениям, номер телефона и фамилия заявителя и т.д.
Диспетчер ЕДДС обязан выяснить у заявителя при получении сообщения о ЧС, другом происшествии:
а.) в жилом доме:
точный адрес места происшествия (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения, подъезда и квартиры, наличие и код замка входной двери в подъезд и т.д.);
на каком этаже ЧС, этажность здания;
что горит или характер ЧС;
наличие людей и угрозы их жизни.
б.) на объекте:
точный адрес объекта (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
вид объекта (завод, фабрика, театр, гостиница, больница, склад и т.п.) и его название;
место ЧС, другого происшествия (цех, корпус, строение и т.д.);
на каком этаже происходит ЧС, происшествие, этажность здания;
характер ЧС, имеется ли угроза распространения ЧС, в том числе на жилой массив;
наличие людей и угроза их жизни.
в.) на нефтебазах:
точный адрес объекта (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
характер ЧС, имеется ли угроза распространения пожара или ЧС на резервуары, технологические установки, прилегающий жилой массив и т.п.;
вид горящего резервуара (подземный, наземный), его емкость;
что находится в резервуаре (вид хранящегося нефтепродукта);
наличие людей и угрозы их жизни.
г.) на плавучих средствах:
точное местонахождение плавучего средства (река, водохранилище, канал и т.п., наименование набережной, моста, напротив какого дома и по какой транспортной магистрали, объекта или других ориентиров, способствующих быстрому определению его местонахождения и прибытия расчетов спасательных подразделений);
вид плавучего средства (катер, пароход, баржа, буксир и т.п.);
место ЧС (палуба, трюм и т.д.), что горит, к какой набережной, берегу ближе находится плавучее средство; наличие людей и угрозы их жизни.
д.) при аварии или аварийной посадке летательных аппаратов:
точное место ожидаемой посадки, или места падения (населенный пункт, шоссе и другие ориентиры) летательного аппарата;
тип летательного аппарата (самолет, вертолет и марка — например: ЯК-40, ИЛ-62, ТУ-154, МИ-8 и т.п.), наличие и количество пассажиров, количество топлива на борту, техническая неисправность, в результате которой производится аварийная посадка (не открывается шасси и др.);
место сбора сил и средств для обеспечения безопасной посадки и проведения спасательных работ.
е.) при получении сообщения о тонущих людях:
название водоема;
адрес (наименование населённого пункта или другого ориентира);
к какому берегу ближе находится тонущий человек.
ж.) при получении сообщения о взрыве:
точный адрес места взрыва (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
на каком этаже произошел взрыв, этажность здания;
что взорвалось;
характер повреждения зданий, сооружений;
наличие людей и угрозы их жизни.
з.) при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии:
точный адрес ДТП (магистраль, улица, проспект, переулок и т.п, номер дома, корпуса, километр);
вид транспортного средства (легковой, грузовой, пассажирский и т.п.);
наличие людей, угроза их жизни и необходимая экстренная помощь;
вид перевозимого груза, его характеристики (пожаро-взрывоопасность, радиационная опасность, химико-биологическая опасность и т.п.), характер повреждения транспортного средства и груза, опасность распространения возможной чрезвычайной ситуации на жилую застройку, промышленные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.
При получении последующих сообщений уточнить у заявителя точный адрес, и обстановку. Обо всех новых сведениях докладывать начальнику ЕДДС. Заявителю сообщать о том, что расчеты спасательных подразделений выехали по первому сообщению о происшествии.
III. Права дежурного диспетчера ЕДДС
Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право:
запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать от учреждений, предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, необходимые статистические и оперативные данные;
вносить предложения по улучшению организации работы ЕДДС;
принимать оперативные решения, обоснованные, не требующие отлагательства, при угрозе и возникновении ЧС, с последующим докладом начальнику ЕДДС;
представлять службу ЕДДС по вопросам, относящимся к его компетенции;
докладывать начальнику ЕДДС о выявленных в процессе дежурства недостатках, поручениях, указаниях (замечаниях) главы администрации муниципального образования, других проверяющих лиц.
Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством муниципального образования или служб.
IV. Ответственность дежурного диспетчера ЕДДС
Дежурный диспетчер ЕДДС отвечает за:
четкое и качественное исполнение, возложенных на него, должностных обязанностей;
своевременное доведение сигналов оповещения (распоряжений);
своевременное оповещение дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение об угрозе и возникновении ЧС для принятия мер по защите населения и территорий;
своевременное доведение распоряжения главы администрации муниципального образования (или лица, его замещающего) на оповещение об экстренном сборе должностных лиц и работников органа местного самоуправления, других лиц;
правильную эксплуатацию и безаварийную работу оборудования, системы автоматизированного оповещения и средств связи в помещении ЕДДС;
поддержание в порядке и сохранности документации на рабочем месте.
Дежурный диспетчер ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
Приложение:
1. Алгоритм действий дежурного диспетчера ЕДДС при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС, на ___ л.
Начальник ЕДДС
__________________ района __________________ _______________________
(Подпись) (Фамилия и инициалы)
Согласовано
Начальник отдела по делам ГО и ЧС
_____________________ района __________________ _______________________
(Подпись) (Фамилия и инициалы)
______________________ 200_ г.
Управляющий делами администрации
_____________________ района __________________ _______________________
(Подпись) (Фамилия и инициалы)
______________________ 200______ г.