Цели руководства трудовой деятельностью детей

Тема: Цели, задачи, методы и средства
руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс
формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности
к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к
труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового
воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой
деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание
трудолюбия как качества личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки
задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова
выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание
потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных
видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование
трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать
помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение
навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых.
Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую
деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
включает три группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на
формирование самой трудовой деятельности и включает:

1. Последовательное формирование у детей умений
осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает
результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном
возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель,
отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их
рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий,
достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое
оборудование, приводить в порядок рабочее место.

2. Своевременное формирование у детей умения
осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов.
Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие
комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию:
предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность
их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между
участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

3. Формирование первоначальных общественных мотивов
трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности
интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам,
многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и
затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который
возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда
привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к
участию в нем.

К старшему дошкольному возрасту на основе понимания
общественной значимости результатов труда складываются первоначальные
общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику
добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают
детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего
качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

От решения этой группы задач зависит включение ребенка
в труд, уровень развития трудовой деятельности, а следовательно, и ее
использование как средство воспитания.

Вторая группа задач направлена на воспитание
положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:

1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой
деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов. Дети
дошкольного возраста еще не умеют четко отличать труд взрослых от других форм
деятельности. Существенным признаком труда выступает достигнутый результат,
удовлетворяющий потребности людей. Поэтому необходимо формировать
направленность восприятия ребенка на вычленение результата труда взрослого,
расширять знания о назначении результатов труда, их общественной значимости,
знания о том, как достигаются результаты труда.

2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку,
стремления оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также
имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости, знания
об отношении человека к труду.

3. Воспитание бережного отношения к результатам труда
взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том,
что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а
многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования
знаний о труде взрослых.

Третья группа задач направлена на воспитание личности
ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает:

1. Воспитание правильного отношения детей к
собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не
избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка
к трудовому усилию и т. п. Решение этой задачи опирается на формирование умений
осуществлять трудовые процессы, на общественные мотивы труда.

2. Воспитание личностных черт: ответственности,
самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности,
выдержки и терпения и т. п. Реализация этой задачи тесно связана с воспитанием
у ребенка отношения к своему труду.

3. Воспитание поведения и положительных
взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и
т. д.

Решение этой задачи предполагает освоение трудовых
процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в
каждой возрастной группе.

Содержание труда детей дошкольного возраста
определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и
содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе
воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же
раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным
качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям
о труде.

Усложнение программных требований предусматривает:

1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно
проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными
результативными действиями в том или ином трудовом процессе. Например, сначала
приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и
расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем во
второй младшей группе, а также в средней и старшей программа включает
требования овладения целостными процессами труда (одевание, умывание,
сервировка стола, приготовление корма и кормление отдельных животных, создание
некоторых поделок и т. д.).

Предусматривается также увеличение количества трудовых
процессов в каждом виде труда. Например, в самообслуживании к умыванию и
одеванию добавляется уход за одеждой и обувью; в хозяйственно-бытовом труде,
кроме сервировки стола, приготовления столов к занятиям — поддержание чистоты и
порядка в групповой комнате, на участке, дома и т. п.

В подготовительной к школе группе ребенок должен уметь
осуществлять тот или иной вид труда в целом: обслужить себя (умыться, одеться,
вычистить одежду, пришить пуговицу, выстирать мелкие вещи), поддерживать
порядок в своих вещах и в комнате, ухаживать за обитателями живого уголка и т.
п. Это постепенное нарастание объема деятельности и постепенное введение разных
видов труда определяется доступностью для ребенка как техники каждого трудового
действия, процесса, так и знания о труде, его результативности, осознания его
необходимости для других.

2. Совершенствование трудовых навыков и умений,
которое проявляется в овладении техникой выполнения трудовых действий,
процессов труда (быстрота, точность, экономность движений и т. п.), а также в
постепенном повышении требований к самостоятельности, осознанности и гибкости
умений — их применении в постоянно меняющихся условиях, например: сервировка
стола зависит от меню; уход за растениями — от сезона и т. п.

3. Совершенствование планирования и организации
трудовой деятельности, которое предполагает постепенное усложнение требований к
самостоятельности выполнения сначала отдельных трудовых процессов, затем целого
вида труда и, наконец, общей, коллективной трудовой деятельности
(подготовительная группа): умения принимать, а затем самостоятельно определять
цель трудовой деятельности, представлять ее результат, устанавливать
последовательность трудовых действий или трудовых процессов, предварительно
отбирать необходимые материалы, инструменты, удобно располагать их, убирать
после труда и хранить в порядке, целесообразно распределять обязанности между
участниками коллективного труда, достигать намеченного результата.

4. Становление мотивов трудовой деятельности.
Программа предусматривает динамику мотивов — от интереса к внешней стороне
трудовой деятельности (к действиям, орудиям) в младшем дошкольном возрасте к
заинтересованности результатами труда и их использованию для себя и для других
и, наконец, к формированию общественно значимых мотивов.

5. Формирование усложняющихся знаний о труде взрослых
важно как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для
формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к труду.
Формирование знаний о труде взрослых осуществляется на специальных занятиях.

Задачи трудового воспитания (В. Г. Нечаева, Р. С.
Буре):

1) воспитание положительного отношения к труду
взрослых, стремления оказывать им посильную помощь;

2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее
совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности,
овладение умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;

3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к
трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности
принять участие в труде);

4) воспитание навыков организации своей и общей
работы: умение готовить

заранее все необходимое, убирать на место
использованные инструменты после окончания труда, приводить в порядок место
работы;

5) формирование положительных взаимоотношений между
детьми в процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь. 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с
помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом
взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является
необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным
трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою
потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства
решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить
представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной
значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено
на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания
дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное
искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании
дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку,
рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с
помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание
быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость
труда.

Все названные художественные средства эффективны в
педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг
с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников
являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов;
оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

«Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. 

В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

— развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности)
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий)
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется через следующие виды труда:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд
  • Умственный труд

Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места. Формирование навыков самообслуживания в Д ОУ осуществляется в двух формах: -индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); — групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию.

  • Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания)
  • Низкая мотивация ребенка.
  • Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам.
  • Предъявление в семье к ребенку разных требований по вопросу обучения навыкам.
  • Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)
  1. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
  2. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений.  Результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых); часто имеет отсроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение); ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность; позволяет развивать познавательные интересы и наблюдение за ростом и развитием растений.  
  3. Ручной и художественный труд. Направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:

— Дети сами изготавливают поделки; они учатся украшать своими изделиями группу, участок.

— Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.

Формы и организация труда.

  1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
  2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разовое дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).
  3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

 Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

  • Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
  • Цель — это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей
  • Трудовые действия — это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
  • Планирование это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
  • Результат — это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

В соответствии с ФГОС ДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Задачи трудового воспитания

Ранний возраст — начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Младший возраст — продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средний возраст — дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

 Старший возраст— добавляется ручной труд.  Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

 Подготовительная группа — сформированные навыки и умения совершенствуются.

Условия организации трудовой деятельности

  1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение: если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая. Труд должен доставлять радость.
  2.  Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, воспитателями)
  3.  Обсуждение результатов труда и поощрение (значки, медали).
  4. Организация материальной среды и трудового оборудования. Трудовое оборудование должно быть: подобрано в соответствии с возрастом; безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка; хватать всем детям.
  5. Учитывать возрастные особенности, индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.                                                                                                     6
  6. Труд должен быть посильным
  7. Трудом нельзя наказывать.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

 Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Труд на воздухе всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

 Новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

 Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы — лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. (СанПин 2.4.1.3049-13, п.6.10.). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда — щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Вывод: чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу.

Список используемой литературы:

1.ФГОС ДО

2. Л.В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

3. Программа «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

4. Т.С. Комарова Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2007.

5. http://fb.ru/article/249900/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-tsel-zadachi-planirovanie-trudovogo-vospitaniya-v-sootvetstvii-s-fgos-problema-trudovogo-vospitaniya-doshkolnikov 

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Разделы:

Работа с дошкольниками


Целью трудового воспитания дошкольников
является: формирование у детей положительного
отношения к труду, желания и умения трудиться,
нравственно ценных качеств, уважения к труду
взрослых.

В детском саду эта цель решается в соответствии
с возрастными возможностями детей, а также
особенностями их трудовой деятельности.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в
активном приобретении собственного опыта,
развивать его потребности в получении
определённых трудовых умений. Участие  детей в
трудовой деятельности позволит им проявить свои
возможности, почувствовать радость от
результатов труда, объединит их общим
эмоциональными переживаниями, сформирует
детский коллектив.

Представленная система работы по трудовому
воспитанию раскрывает основные направления
работы по реализации образовательной области
«Труд» основной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Но важно помнить, что трудовое воспитание – это
процесс, интегрирующий все сферы развития,
обучения и нравственного становления личности
ребенка.

Система работы по воспитанию трудовых навыков
у детей старшего дошкольного возраста включает в
себя: задачи и содержание работы различных видов
детского труда, формы и требования к его
организации,  руководство трудовой
деятельностью. Это поможет педагогам ДОУ в их
работе  по организации и руководству трудовой
деятельностью детей старшего дошкольного
возраста.

Направление: Социально-личностное

Образовательная область:
Труд
Трудовое воспитание
дошкольников
– целенаправленный процесс
формирования у детей положительного отношения к
труду, желания и умения трудиться, нравственно
ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель
всей системы трудового воспитания

нравственно-психологическая и практическая
подготовка детей к добросовестному труду на
общую пользу и формирование начал трудолюбия. В
детском саду эта цель решается в соответствии с
возрастными возможностями детей, а также
особенностями их трудовой деятельности.

Интеграция с другими
образовательными областями

Социализация 1. Развитие игровой деятельности. (Разделы:
«дидактические игры», «сюжетно-ролевые игры»),

2.
Формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств. (Разделы:
«семья», «детский сад», «родная планета»).

Цель: Реализация имеющихся знаний,
умений, усовершенствование приобретенных
навыков трудовых действий.
Познание Формирование ценностной картины мира.
(Разделы: «Предметное и социальное окружение»,
«Ознакомление с природой»).
Цель: Получение простейших
представлений, знаний о  труде, трудовых
процессах.
Коммуникация Развитие свободного общения с взрослыми и
детьми.
Художественное творчество Развитие продуктивной деятельности. (Разделы:
«рисование», «лепка», «аппликация»).
Чтение художественной литературы Формирование интереса и потребности в чтении.

Виды труда дошкольников

Самообслуживание Задачи и содержание работы

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и
    раздеваться в определенной последовательности,
    правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду,
    ставить на место обувь, своевременно сушить
    мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать,
    чистить).
  2. Учить замечать и самостоятельно устранять
    непорядок в своем внешнем виде, тактично
    говорить товарищу о неполадке в его костюме,
    обуви, помогать устранять его. Формировать такие
    качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить детей  самостоятельно готовить
    материалы и пособия к занятию.

Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды,
мыть ноги перед сном.

Хозяйственно-бытовой труд (Приложение
1
)
Задачи и содержание работы

  1. Продолжать учить детей постоянно и
    своевременно поддерживать порядок в группе и на
    участке: протирать игрушки и пособия, мыть
    игрушки, строительный материал, вместе с
    воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
  2. Продолжать учить детей самостоятельно наводить
    порядок на участке детского сада: подметать и
    очищать дорожки от мусора, зимой от снега,
    поливать песок в песочнице.
  3. Учить детей самостоятельно убирать постель
    после сна
  4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно
    выполнять обязанности дежурных по столовой:
    полностью сервировать стол, раздавать второе и
    третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после
    еды, подметать пол
  5. Учить детей самостоятельно раскладывать
    подготовленные воспитателем материалы для
    занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для
    красок, протирать столы.
  6. К концу года дети могут: организовывать свое
    рабочее место и приводить его в порядок по
    окончании занятий.
Труд в природе Задачи и содержание работы

  1. Воспитывать любовь к растениям и животным.
  2. Продолжать учить самостоятельно и ответственно
    выполнять обязанности дежурного в уголке
    природы, поливать комнатные растения, рыхлить
    почву, мыть кормушки, готовить корм.
  3. Приучать детей самостоятельно заботиться о
    животных и растениях в уголке природы.
  4. Осенью привлекать детей к уборке овощей с
    огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц,
    клубней цветов, к перекапыванию грядок,
    пересаживанию цветущих растений из грунта в
    уголок природы.
  5. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и
    кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и
    животных (обитателей уголка природы), сажать
    корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать
    цветы, к праздникам.
  6. Весной привлекать детей к перекапыванию земли
    на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей,
    цветов), высадке рассады.
  7. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к
    прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб.
Ручной труд Задачи и содержание работы

  1. Продолжать развивать у детей желание
    заниматься ручным трудом. Приучать использовать
    в самостоятельной деятельности навыки работы с
    природным материалом, бумагой, картоном,
    приобретенные на занятиях.
  2. Формировать у детей умение самостоятельно
    делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
    украшения на елку, сувениры для родителей,
    сотрудников детского сада, малышей.
  3. Привлекать детей к участию в изготовлении
    пособий для занятий и самостоятельной
    деятельности (коробочки, счетный материал и пр.),
    в ремонте книг, настольно-печатных игр.
  4. Учить экономно и рационально расходовать
    материал
  5. Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы
    «вперед иголку» и «через край», пришивать
    пуговицы.

Формы организации труда

Поручения

Поручения широко используются во всех
возрастных группах детского сада.

Дежурства

Наиболее широкое применение разного вида
дежурства получают в старшей и подготовительной
группах.

Коллективный труд (общий,
совместный)

Коллективный труд используется только в
старшей и подготовительной группах детского
сада.  В этом возрасте навыки детей становятся
более устойчивыми, а результаты труда имеют
практическую и общественную значимость.
Совместный труд дает педагогу возможность
воспитывать положительные формы общения между
детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с
просьбой, договариваться о совместных действиях,
помогать друг другу.

Требования к организации
детского труда

Систематичность детского труда Педагогический процесс необходимо строить
так, чтобы обеспечивалось равномерное
распределение всех видов труда и
систематическое участие в них каждого ребенка
Постепенность рабочей нагрузки Величина нагрузки влияет на отношение ребенка
к труду. Непосильность труда может вызвать лишь
отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не
доставляет чувства «мышечной радости» (Е.
А.Аркин), что также затрудняет воспитание
положительного отношения к труду.
Подбор оборудования для труда Хорошо подобранный инвентарь, имеющий
привлекательный внешний вид, дающий возможность
ребенку выполнить задание аккуратно, получить
результат, располагает его к деятельности,
вызывает желание трудиться. Размещается
оборудование так, чтобы детям было удобно его
взять, использовать, привести в порядок и
положить на место.
Создание в группе трудовой атмосферы Повседневная жизнь ребенка в детском саду
наполнена трудовой деятельностью. Это требует от
ребенка трудовых усилий, а от воспитателя –
постоянного внимания к тому, насколько тщательно
и своевременно выполняют трудовые дела его
воспитанники, какое отношение при этом проявляют
к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за
любое дело, воспитатель непременно организует и
детей на его выполнение. Так он создает в группе
атмосферу постоянной занятости, постоянного
стремления к полезному делу.

Руководство трудовой
деятельностью

Трудовая деятельность детей имеет свою
специфику. Поэтому требует особого подхода и
руководства со стороны педагога.

Постановка цели Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя
повседневные обязанности, однако делают это
только в привычных ситуациях. При изменении
условий им следует подсказать, что надо делать.
Способность детей самостоятельно ставить цель
наиболее успешно развивается в тех видах труда,
где в итоге получается материальный результат.
Планирование трудовой деятельности Старшие дошкольники  планируют лишь процесс
исполнения работы, не включая организацию (что
приготовить для работы, какие материалы взять,
куда поставить и т. п.); намечают лишь основные
этапы работы, но не способы исполнения; они не
планируют контроля и оценки своей работы;
словесное планирование отстает от
практического.
Процесс трудовой деятельности Взрослые и дети действуют совместно, направляя
усилия на достижение общего результата. Педагог
не должен от начала и до конца выполнять работу с
воспитанниками, но они должны видеть
заинтересованность взрослого в достижении общей
цели. Общение возникает на основе единства цели.
Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и
поощряются педагогом.
Ведущими являются предметно-орудийные действия,
с помощью которых и достигается результат.
Результат трудовой деятельности В старшем дошкольном возрасте отношение к
труду меняется. Дети уже до начала работы
интересуются, зачем она нужна, кому предназначен
результат. Изменяется и оценочное отношение к
результату труда: формируются критерии оценки,
преодолевается её категоричность и
немотивированность, хотя ребенку легче оценить
работу сверстника, чем свою.

Виды деятельности в ДОУ

Как провести занятие по трудовой деятельности в детском саду

11.10.2017225.7k

Полив цветов

Грамотно простроенный труд — источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд — основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы.

Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит тру­диться.

Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:

  1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
  2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

  • похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
  • самоутверждение в среде сверстников;
  • желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
  • внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп

Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.

Содержание трудового воспитания для детей младших групп

Малыши моют руки

В работе с малышами необходимо развивать у них элементарные навыки самообслуживания

Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:

  • Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:
    • развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
    • воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
    • стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
    • поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
    • обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
  • Хозяйственный труд в бытовой сфере — развитие базовых навыков:
    • аккуратно складывать игрушки;
    • помогать сервировать стол;
    • сгребать сухие листья на игровой площадке;
    • убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
  • Труд в природе — формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):
    • помощь в сборе зрелых плодов и семян;
    • забота о зимующих птицах;
    • уход за комнатными растениями;
    • посев семян.

Видео: «Моем руки» (занятие по гигиене в младшей группе)

Видео: «Маша и сладкое королевство» (занятие по гигиене полости рта, вторая младшая группа)

https://youtube.com/watch?v=dUjMKQUz4Sg

Содержание трудового воспитания для детей средней группы

Для детей 4–5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:

  • Самообслуживание:
    • приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;
    • совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;
    • развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.
  • Хозяйственный труд:
    • постепенное расширение поля деятельности: полная сервировка стола, стирка кукольной одежды, подметание дорожек на площадке, наведение порядка на стеллажах;
    • развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений.
  • Труд в природе — усложнение трудовых действий:
    • полив цветов и грядок на огороде;
    • самостоятельный посев семян и сбор урожая;
    • подготовка корма для обитателей животного уголка;
    • формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности.

      Дети ухаживают за растениями

      Воспитанники средней группы ухаживают за комнатными растениями в уголке природы

Видео: труд в природе (средняя группа)

Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп

Для детей 6–7 лет трудовое воспитание в детском саду задействует следующее:

  • Самообслуживание:
    • освоение новых умений и навыков: ежедневная чистка зубов, уборка постели, содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;
    • формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.
  • Хозяйственный труд:
    • развитие навыков самостоятельной организации труда: содержание в порядке инвентаря, умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;
    • формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных: следить за чистотой в игровой комнате и на площадке, проводить мелкий ремонт книг и игрушек, помогать малышам.
  • Труд в природе — увеличение объёма обязанностей:
    • пересадка комнатных растений, подкормка и опрыскивание;
    • уход за аквариумом;
    • подготовка почвы, выращивание и высадка рассады;
    • сбор семян для зимующих птиц;
    • наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам (окраска цветов, форма листьев, стебель);
    • формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.
  • Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке (начиная со средней группы) — изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, пространственное и конструктивное мышление, способствует формированию чувства прекрасного, совершенствует морально-волевые личностные качества.

Видео:«Кукла — русский сувенир» (трудовая деятельность в старшей группе)

Видео: трудовая деятельность в подготовительной группе

Как организовать трудовую деятельность малышей

Достижение целей трудового воспитания детей более эффективно, когда педагог задействует целый комплекс мер, включая элементы трудовой деятельности в повседневную жизнь группы.

Формы детского труда

В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:

  • Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
    • малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
    • детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
    • детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.

      Дети рассматривают ведро с мусором

      Позволить ребятам внести свой вклад в уборку территории — полезно для их трудового воспитания

  • Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
    • Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
    • Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.

Видео: дежурство в детском саду (старшая группа)

Приёмы трудового воспитания

В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы

Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:

  • наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
  • рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
  • демонстрация:
    • выбора инвентаря или инструмента;
    • способа организации рабочего места;
    • последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы

Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:

  • рассказ воспитателя, пояснения и советы;
  • беседы:
    • «Любимые игрушки»;
    • «Наведём порядок в нашем доме»;
    • «Пришли гости»;
    • «Маленькое дело лучше большого безделья».

Чтение художественной литературы

В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:

  • Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
  • А. Лопатина «Золотая иголочка»;
  • В. Маяковский «Кем быть»;
  • С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
  • В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
  • Я. Аким «Неумейка»;
  • А. Барто «Девочка чумазая»;
  • Л. Воронкова «Маша-растеряша».

Игровые приёмы

Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

«Книжкина больница»

Сочетание игры и трудовой деятельности даёт отличный эффект: дети запоминают, что трудиться — приятно

Примеры дидактических игр:

  • «Чьи это предметы?»;

    Дидактическая игра-пазл «Чьи это предметы?»

    Играть в «Чьи это предметы» можно, предъявляя детям такие пазлы

  • «Подбери нужные картинки»;
  • «Угадай профессию»;

    Дидактическая игра «Угадай профессию»

    Материалы для многочисленных дидактических игр можно скачать из сети и распечатать самостоятельно

  • «Свари суп и компот»;
  • «Угадай на вкус»;

    Дети готовятся к игре «Угадай на вкус»

    Игра «Угадай на вкус» — начальная ступень на пути в мир кулинарного труда

  • «Времена года»;
  • «Угадайте, что я делаю»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Одень куклу»;

    Игра «Одень куклу» (коробка)

    Игра поможет донести до детей знания о различных профессиях

  • «Что растёт в саду и в огороде?».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Чаепитие»;
  • «Накроем стол для кукол»;
  • «Принимаем гостей»;
  • «Строители»;
  • «Магазин»;
  • «Поликлиника».

Игровые ситуации:

  • «Научим Хрюшу одеваться»;
  • «Помоги Пятачку»;
  • «Мыльные пузыри»;
  • «Чистые ладошки».

Практические приёмы

К ним относятся:

  • совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
  • поэтапная самостоятельная работа детей.

Как организовать занятие по трудовому воспитанию

Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

  1. Вводная часть, мотивация (до пяти минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
  2. Основная часть (от 10 минут в младшей группе до 30 минут в подготовительной) — непосредственная трудовая деятельность, самостоятельная работа детей, игры, символическое путешествие, задания и упражнения на релаксацию или с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — подводя итоги занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением детей по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для завершения:
    • Расскажите, чем мы сегодня занимались?
    • Что научились делать?
    • Что понравилось и было интересным?
    • Какое у вас настроение после занятия?
    • Что нового вы узнали?

Дети играют в больницу

Дети с энтузиазмом примеряют на себя роли взрослых-специалистов

Вводную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Необычное, интересное начало занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, подтолкнёт к поисковой деятельности и желанию экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

  • сюрпризный момент, выстраиваемый вокруг оригинальной сюжетной легенды, связанной с появлением игрушечного персонажа или виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы, потешек, поговорок, стихотворений и загадок;
  • разнообразные игры;
  • беседа с детьми;
  • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Методические материалы и пособия по трудовому воспитанию

В зависимости от возраста воспитанников и задач, стоящих перед педагогом, он может подобрать для детей оптимальный вариант среди множества пособий.

Фотогалерея: презентация «Все профессии важны, все профессии нужны»

Фотогалерея: схемы и рисунки для детского труда и тематического оформления группы

Таблица: пословицы и поговорки о труде

Тема Примеры пословиц и поговорок
О необходимости и пользе труда
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Труд — всему отец.
  • Только труд кормит человека.
  • Без труда нет и покоя.
  • Без труда нет жизни на земле.
  • Пока спина не взмокнет — поле не вспашешь.
  • Лёжа на спине, волк добычи не схватит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Ремесло есть не просит, а само кормит.
  • Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Не поющий на пахоте — зимой воет.
  • Кто весной не сеет, тот осень не жнёт.
  • Работаешь, не поев — телу убыток, ешь, не поработав — дому убыток.
О награде за труд
  • Работа трудна, да трудовой хлеб слаще мёда.
  • Кто работает, тот и хлеба поест.
  • Начало работы терпкое, конец же сладок.
  • Труд и терпение превращаются в золото.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче.
  • Труд, труд и ещё раз труд — вот где огромное богатство.
  • Весенний день — год кормит.
  • Работай до поту, поешь в охоту.
  • У кого умелые руки, тот и мёд ест.
  • На дне терпения оседает золото.
О социальном одобрении
  • По вещам узнают мастера.
  • Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела.
  • Любишь почёт — люби и труд.
  • Землю красит солнце, а человека — труд.
  • Хозяин земли тот, кто её пашет.
  • Птицу узнают в полете, человека — в работе.
  • Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.
  • Труд земледельца велик и почётен.
О разном
  • Веселись, играй, да дело знай.
  • Делом спеши, да людей не смеши.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Веселись, играй, да дело знай.
  • Кто, согревшись, бросает шубу, а насытившись — хлеб, тот глуп.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.
  • Руки делают, а голова отвечает.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Не топор тешет, а плотник.
  • Бегство лечит от страха, работа от бедности.
  • Берись дружно — и не будет грустно.
О лени и хвастунах
  • На работу боком, а с работы скоком.
  • Лень не родит героя.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Мечтая о мёде, не ощутишь сладости во рту.
  • Дела на вершок, а слов с мешок.

Таблица: стихотворения и загадки о труде

Название Текст
«Кто он, как его зовут?» Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
«Труд» Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба —
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час —
И мы трудиться будем.
«Всё для всех» Каменщик строит жилища,
Платье — работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
«Трудится Земля» Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет всё всегда в порядке,
Если трудится Земля.
«Кем хотите стать вы, дети?» Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его — болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить — пустяк,
Я играю за «Спартак»!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
«Хорошие профессии» Мне паяльник нравится,
Чёрный, будто смоль.
Ах как быстро плавится
И пахнет канифоль!
А Вовке очень нравится,
Как в пальцах глина давится
И звери без конца
Вылепливаются.
Хорошо на свете
Что-нибудь уметь!
Хорошие профессии
Будем мы иметь!
И Вовка станет всюду
Ваять, ваять, ваять.
А я повсюду буду
Паять, паять, паять!
«Лётчиком или матросом?» Лётчиком или матросом
Стать, когда я буду взрослым?
Море очень я люблю:
Волны, и не видно края.
А по небу облака
Серебристые летают.
А из космоса — моря
Небольшие, словно лужи.
И прекрасна так Земля —
Кем ни стану, я ей нужен.
(Л. Слуцкая)

Таблица: картотека тем по трудовому воспитанию

Тема Образовательные задачи
Младшие дошкольники
«Ах, ты девочка чумазая»
  1. Закреплять умение определять свойства воды (холодная, горячая, тёплая).
  2. Учить обозначать действия с помощью слов (намыливать, смывать, вытирать).
«Весёлая оранжерея на подоконнике»
  1. Формировать представление о строении растений, необходимости обеспечивать их водой, светом и теплом для нормального роста и развития.
  2. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
«Чистые игрушки» Создавать позитивный эмоциональный настрой, формировать интерес к трудовой деятельности и желание помогать взрослым.
Материалы:

  • мешок с грязными игрушками,
  • тазы,
  • мыло,
  • полотенца,
  • вёдра с водой.
Средний дошкольный возраст
«Путешествие в волшебную страну Трудолюбия»
  1. Учить детей выполнять обязанности по сервировке стола: расставлять чашки с тарелочками, класть ложку с правой стороны.
  2. Закреплять знания о посуде.
«Домик для Чиполлино»
  1. Приобщать детей к выращиванию растений, учить готовить необходимые инструменты, обеспечивать условия для развития растения.
  2. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения в форме рисунка.
«Мастерская ремонта для книг»
  1. Обучить практическим приёмам по ремонту книг. Учить самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы.
  2. Воспитывать бережное отношение к книгам.
«Лягушка-квакушка»
  1. Познакомить с техникой оригами.
  2. Развивать навыки конструирования по технологической карте.
«Весёлые кнопки»
  1. Учить самостоятельно застёгивать и расстёгивать кнопки.
  2. Развивать мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к вещам.
«Маша-растеряша» Учить соблюдать порядок в игровой комнате, спальне и служебных помещениях садика, убирать вещи на место, с помощью воспитателя и сверстников проводить уборку.
Старшие дошкольники
«Посадил дед…»
  1. Формировать навыки посадки семян растения (помидор, огурец, репа, морковь) в подготовленную почву.
  2. Развивать знания о внешних отличительных формах и свойствах овощей.
«Мы любим чистоту» Учить детей выполнять трудовые операции: стирать кукольную одежду, протирать пыль, развивать умение мыть игрушки.
«Гусеница из каштанов» Закреплять приёмы работы с природным материалом и пластилином на основе собственного замысла.
«Уголок природы»
  1. Обогащать знания о растительном мире, видах растений, специфике роста и развития, способов ухода.
  2. Формировать навыки согласованного коллективного труда.
«День космонавтики»
  1. Закрепить знания детей об истории первого полёта в космос.
  2. Развивать умение выполнять аппликацию методом торцевания.
«История труда» Развивать представления детей об истории труда с древнейших времён.
«Город мастеров» Познакомить с разными профессиями, закрепить представление детей о значимости каждой из них.
«Кулинарные чудеса» Научить детей готовить тесто для «хвороста» по рецепту, помочь освоить такие приёмы работы, как вымешивание, раскатывание с помощью скалки, вырезание формочек.

Таблица: сценарии занятий по трудовому воспитанию (в сокращении)

«Зимний сад» (труд на природе в младшей группе) В группу забегает Незнайка с инвентарём в ярком чемоданчике, здоровается и загадывает загадки о воздухе, воде, солнце и комнатных цветах.

  1. Игровое обсуждение с Незнайкой:
    • Для чего нужны цветы на подоконнике? (Для уюта, красоты, чистоты воздуха)
    • Какие части растения вы знаете? (Корешки-ниточки, стебель, листочки)
    • Без чего растение погибнет? (Без влаги, солнечного тепла и света, воздуха и заботы)
  2. Дидактическая игра «Угадай, для чего».
  3. Незнайка рассказывает детям о том, что у него дома целая оранжерея из цветов, но они все какие-то невесёлые и пыльные. Он принёс предметы, но не знает, как помочь цветам. Дети рассматривают инвентарь и определяют, для каких операций по уходу за растением их используют:
    • Рыхление почвы палочкой — нельзя рыхлить глубоко, чтобы не задеть корешки цветка.
    • Полив — носик лейки опирается на край горшка, воду нужно наливать осторожно.
    • Уход за листьями:
      • Фикус — одной рукой аккуратно придерживать листочек, а другой — протереть поверхность листка мягкой влажной тряпочкой.
      • Фиалка — листья очищаются с помощью кисточки.
      • Папоротник — листья опрыскиваются из пульверизатора.
  4. Самостоятельный труд — дети надевают фартуки и приступают к работе, воспитатель помогает, подсказывает, поддерживает детей эмоционально.
  5. Подведение итогов — дети вместе с воспитателем вспоминают, чем они занимались и чему научились.
«Штанишки для Карлсона и Малыша» (хозяйственная деятельность в средней группе) В гости к детям пришли Карлсон и Малыш. Они поссорились и обращаются к детям с просьбой помочь им снова стать друзьями. Что же произошло? Оба героя любимой сказки не хотят говорить о причине ссоры. Как же им помочь? Воспитатель предлагает заглянуть в волшебную книгу с картинками, которая умеет показывать прошлое. Дети рассматривают картинки и видят, как Карлсон с Малышом весело бегают по лужам, а потом обижаются друг на друга из-за испачканных штанишек. Дети с воспитателем решают, что гостям нужно показать, как нужно стирать вещи.
Алгоритм стирки:

  1. Постирать в тёплой мыльной воде.
  2. Прополоскать в прохладной чистой воде.
  3. Отжать.
  4. Высушить, вода испарится, и штанишки станут сухими. Можно прогладить вещи горячим утюгом, тогда вода превратится в пар и штанишки высохнут быстрее.

Гости надели чистые вещи, поблагодарили ребят за помощь, помирились и попрощались.

«Пока Золушка спит» (хозяйственная деятельность в старшей группе) Дети после дневного сна выходят из спальни и видят на диванчике спящую Золушку (игрушка). Воспитатель рассказывает детям, что пока они отдыхали, Золушка трудилась, привела в порядок комнату группы, хотела ещё успеть рассортировать крупу и пойти на бал, но очень устала, присела отдохнуть и уснула. Воспитатель предлагает детям тихонечко надеть фартуки и помочь любимой сказочной героине выполнить всю работу:

  • Мышки (мальчики) будут ухаживать за комнатными растениями в горшочках, для чего аккуратно, не задевая корни, разрыхлят землю, с помощью салфетки протрут пыль на листочках.
  • Голуби (девочки) будут мыть посуду, вытирать её насухо и расставлять по полочкам.
«Путешествие в волшебный Город Мастеров» (знакомство с профессиями взрослых) Педагог зачитывает детям телеграмму-приглашение в Город Мастеров. Ребята с закрытыми глазами читают волшебное заклинание и отправляются в виртуальное путешествие. Удивительный город встречает путешественников яркими цветными дорожками-ленточками, каждая из них ведёт к домику, в котором живёт мастер своего дела:

  1. Ролевая игра «На приёме у врача». Ребёнок, исполняющий роль врача, сначала читает стихотворение о профессии врача, затем приступает к проверке состояния здоровья детей и просит показать зубки и язычки.
  2. Ролевая игра «Детский сад». Ребят на пороге своего домика встречает воспитатель (ребёнок), рассказывает стихотворение о профессии педагога, а дети поют для него красивую задушевную песенку. Приходит время тихого часа и дети помогают воспитателю уложить спать деток-куколок в игрушечные кроватки.
  3. Игра-инсценировка «Теремок». В домике актёра дети превращаются в актёров и разыгрывают сказку.
  4. Ролевая игра «Дом моделей». Оказавшись в гостях у портного, ребята устраивают показ модных нарядов под музыкальное сопровождение.

Пример игрового занятия на тему труда: конспект занятия в младшей группе «В гостях у Феи Трудолюбия», автор: Ермилова Ирина Александровна

Видео: предметное обеспечение для трудовой деятельности в детском саду

Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей

Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:

  • слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
  • нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.

Алгоритм работы со слабослышащими детьми:

  1. Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
  2. Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.

Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду

Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):

  1. Два-три года:
    • Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
    • Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
    • Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
    • Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
    • Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
    • Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
  2. Три-четыре года:
    • Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
    • Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т. д.
    • Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
    • Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).
  3. Четыре-пять лет:
    • Аккуратно складывает и убирает одежду.
    • Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
    • Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
    • Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
  4. Пять-шесть лет:
    • Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
    • Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
    • Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
    • Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
    • Может оценить результаты своей деятельности.
    • Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
    • Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
  5. Шесть-семь лет:
    • Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
    • Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
    • Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
    • Создаёт поделки на основе собственного замысла.
    • Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
    • Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.

Таблица: протокол диагностики

Фамилия, имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умение
отобрать необходимое оборудование
Освоение трудовых навыков и умений
ФИО ребёнка Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень

Уровни оценивания:

  • Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
  • Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.

Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.

  • Автор: Наталья Фоминых
  • Распечатать

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(22 голоса, среднее: 4.7 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Книга мозг инструкция по применению читать онлайн бесплатно
  • Как поставить номера с хранения на авто через госуслуги инструкция
  • Капли пропротен 100 от алкоголизма инструкция по применению взрослым
  • Должностная инструкция животновода в сельском хозяйстве
  • Дифлюкан инструкция по применению у детей сироп инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии