Что является центральным органом осуществляющим непосредственное руководство

Организационная структура таможенных органов

Под
организационной
структурой
таможенного
органа следует пони­мать совокупность
составляющих его структурных подразделений,
поря­док их подчиненности, а также
формы распределения между ними функ­ций
и полномочий.

Центральным
органом, осуществляющим непосредственное
руковод­ство таможенным делом в РФ,
является федеральный орган исполни­тельной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, — ФТС России.

Федеральная
таможенная служба в своей деятельности
руководству­ется Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ,
постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ,
международными договорами
РФ, нормативными правовыми актами
Министерства эконо­мического развития
и торговли РФ, Министерства финансов
РФ и Цент­рального
банка РФ, а также соответствующим
Положением.

Федеральная
таможенная служба осуществляет свою
деятельность непосредственно,
через таможенные органы и представительства
ФТС России за рубежом во взаимодействии
с другими федеральными органа­ми
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
Центральным банком РФ, обще­ственными
объединениями и иными организациями.

Непосредственное
руководство со стороны ФТС России
заключается, в
частности, в том, что все составные части
таможенного дела постоян­но
находятся в центре внимания руководства
ФТС России, коллегии ФТС России,
Центрального аппарата управлений и
отделов, а также непосред­ственно
подчиненных ему нижестоящих таможенных
органов, функцио­нально
и организационно взаимосвязанных и
действующих под его руко­водством.

Одним
из направлений руководства, помимо
систематических органи­зационных
мероприятий, является нормативная
правовая деятельность, которая
весьма обширна и охватывает, по существу,
все элементы и участ­ки таможенного
дела. Часть своих задач и функций
Центральный аппарат ФТС
России решает самостоятельно, а часть
— через региональные та­моженные
управления, таможни, таможенные посты
и другие подведом­ственные
организации и учреждения.

Региональные
таможенные управления (РТУ) являются
промежуточ­ным
звеном между этим органом и таможнями.

РТУ
входят в единую систему таможенных
органов и осуществляют оперативное
руководство таможенным делом па
территории подведомст­венных
регионов.

Таможни
непосредственно реализуют основную
часть задач таможен­ного дела в зоне
своей ответственности и управляют
деятельностью под­ведомственных
таможенных постов.

Организационная
структура существенно сказывается на
реализации таможенным
органом своих функций, что определяется,
главным обра­зом,
степенью жесткости или устойчивости
структуры. Так, орган управ­ления с
большой степенью жесткости организационной
структуры спосо­бен
функционировать лишь в строго заданных
параметрах.

Таким
образом, в зависимости от того, насколько
ход управляемых процессов
поддается предсказанию, создаются
органы управления с узкоспециализированной
(жесткой) либо универсальной организационной
структурой. Вариация гибкости
организационной структуры позволяет
максимально эффективно осуществлять
те функции, для реализации ко­торых
предназначен орган управления.

Деятельность
по реализации функций управления
вызывает необходи­мость четкого
организационного построения системы,
создания органи­зационной структуры
таможенного органа, т. е. согласованности
состав­ляющих его элементов, налаживания
устойчивой связи между ними, чем
обеспечивается устойчивость
функционирования данного органа.

Структура
любого таможенного органа формируется
в результате со­знательной деятельности.
На ее становлении непосредственно
сказывает­ся влияние тех целей, которые
должностные лица рассчитывают достичь,
создавая структуру конкретного органа.
Каждая структурная единица (подразделение)
таможенного органа обеспечивает
выполнение запрог­раммированных
функций. Именно необходимость выполнения
опреде­ленных функций обусловливает
создание того или иного органа или его
структурного подразделения.

Таким
образом, в процессе проектирования
таможенного органа пу­тем сознательного
предвидения функций, для осуществления
которых он предназначается, формируется
его организационная структура.

В
ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся
организационными структурами таможенной
системы, в соответствии с осуществляемыми
ими функциями существуют три вида
структурных подразделений:

а)оперативные
(таможенного оформления и таможенного
контроля,
экономической работы и
правоохранительной деятельности и
др.);

б)функциональные
(кадровые, финансово-плановые, правовые,
информационного и документационного
обеспечения, хозяйственные,
материально-технического снабжения и
обеспечения и др.);

в)штабные
(организационно-инспекторские,
организационно-анали­тические и др.)

Следует
отметить, что общая классификация
структурных подразделе­ний позволяет
получить представление лишь о первичном
распределении функций среди структурных
подразделений таможенного органа.
Однако, как уже отмечалось, объективно
существующий процесс разделения тру­да
вызывает необходимость последующего
более детального и глубокого расчленения
основных, специфических и общих функций,
закрепления их за соответствующими
подразделениями.

Вместе
с тем необходимо обратить внимание на
следующие обстоя­тельства. Между
функциями и организационной структурой
существует

тесная
взаимосвязь и взаимообусловленность,
исходя из которых по об­щему правилу,
конкретная функция закрепляется за
структурным под­разделением таможенного
органа. Для успешного осуществления
этой функции данное подразделение
наделяется соответствующими правами
и несет ответственность за ее реализацию.
Однако, если некоторые функ­ции тесно
связаны между собой и близки по своему
содержанию, то вовсе не обязательно для
реализации каждой из них создавать
самостоятельное подразделение.

Решение
вопросов об организации структуры
таможенного органа долж­но опираться
на соблюдение таких важнейших требований
к структуре ор­гана управления, как
простота и экономичность. Очевидно, что
чрезмерно сложная организационная
структура затрудняет работу органов
управления, ведет к увеличению расходов
на его содержание. Поэтому новые
структур­ные подразделения в таможенных
органах создаются в тех случаях, когда
эффективность реализации ими какой-либо
функции заведомо будет более высокой
по сравнению с эффективностью осуществления
этой функции со­трудниками, работающими
в других подразделениях.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 17 сентября 2008 г. N 1370

ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 03.01.2009 N 11, от 05.10.2009 N 1108, от 23.10.2009 N 1182, от 15.03.2011 N 304, от 18.10.2011 N 1381, от 03.11.2012 N 1473, от 29.06.2013 N 593, от 21.12.2013 N 940, от 30.04.2014 N 287, от 25.07.2014 N 529, от 20.01.2015 N 26, от 16.03.2015 N 136, от 31.12.2015 N 686, от 16.01.2016 N 14, от 12.02.2016 N 56, от 17.02.2016 N 63, от 17.10.2016 N 550, от 25.11.2017 N 567, от 22.05.2018 N 251, от 11.12.2018 N 707, от 17.09.2020 N 562, от 01.10.2021 N 567, от 03.12.2021 N 686)

В целях совершенствования деятельности Управления делами Президента Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации;

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2012 N 1473)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2012 N 1473)

2. Правительству Российской Федерации наделить Управление делами Президента Российской Федерации правом на осуществление полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации (далее — подведомственные организации), а также имущества государственной казны Российской Федерации, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, в том числе находящегося за пределами Российской Федерации, включая полномочия:

по созданию федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением казенных);

по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением стратегических) и подведомственных учреждений в форме слияния и присоединения, а также по их ликвидации;

по осуществлению от имени Российской Федерации защиты имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества, включая федеральное имущество, расположенное за пределами Российской Федерации;

по осуществлению прав собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, предоставленными Управлению делами Президента Российской Федерации и подведомственным организациям, в том числе по предоставлению земельных участков этим организациям.

3. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3350);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 650 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 21, ст. 2024);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N 1119 «О мерах по совершенствованию обеспечения авиационных перевозок Президента Российской Федерации, вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и Министра иностранных дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3611; 2005, N 52, ст. 5686; 2007, N 53, ст. 6549; 2008, N 17, ст. 1813);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 198 «О федеральном государственном учреждении «Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации» Управления делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 7, ст. 571);

абзац второй пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. N 689-рп.

4. Правительству Российской Федерации в месячный срок принять решения, обеспечивающие реализацию настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

17 сентября 2008 года

N 1370

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 сентября 2008 г. N 1370

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 05.10.2009 N 1108, от 18.10.2011 N 1381, от 29.06.2013 N 593, от 21.12.2013 N 940, от 30.04.2014 N 287, от 25.07.2014 N 529, от 20.01.2015 N 26, от 16.03.2015 N 136, от 31.12.2015 N 686, от 16.01.2016 N 14, от 12.02.2016 N 56, от 17.02.2016 N 63, от 17.10.2016 N 550, от 25.11.2017 N 567, от 22.05.2018 N 251, от 11.12.2018 N 707, от 17.09.2020 N 562, от 01.10.2021 N 567, от 03.12.2021 N 686)

I. Общие положения

1. Управление делами Президента Российской Федерации (далее — Управление делами) является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Руководство деятельностью Управления делами осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Основными задачами Управления делами являются:

1) материально-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; (в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2014 N 529, от 17.02.2016 N 63)

2) социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение жилыми помещениями Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также Управления делами Президента Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; (в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2014 N 529, от 16.03.2015 N 136, от 17.09.2020 N 562)

3) финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации Аппарата Правительства Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 17.02.2016 N 63)

4) финансовое, материально-техническое, медицинское обеспечение (в том числе осуществляемое вне медицинских организаций) и иное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также совещаний, конференций и других специальных мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации; (в ред. Указов Президента РФ от 25.11.2017 N 567, от 01.10.2021 N 567)

5) организация оказания в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими организациями, подведомственными Управлению делами, медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи) лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 настоящего Положения, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами на эти цели, а также за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 33 указанного Федерального закона; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

6) организация санаторно-курортного лечения и обеспечение организованного отдыха лиц, указанных в подпункте 16 пункта 5 настоящего Положения. (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 686)

3. Управление делами в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Управление делами осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и иными организациями, а также через территориальные органы, созданные в соответствии с решениями Президента Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 30.04.2014 N 287)

II. Полномочия

5. Управление делами осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении организаций, созданных при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, подведомственных учреждений, а также иных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами;

2) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления делами и реализацию возложенных на него задач;

3) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

4) представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации бюджетные проектировки; согласовывает с руководителями соответствующих государственных органов распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по финансовому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации; распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными федеральными государственными учреждениями, а также между иными организациями, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами;

5) осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и Управлении делами, организует и контролирует ведение учета и отчетности в подведомственных организациях, ведет учет результатов их деятельности;

6) составляет и представляет в установленном порядке бюджетную отчетность, а также сводные бухгалтерские и статистические отчеты подведомственных организаций;

7) осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, утверждает и ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, контролирует выполнение этих показателей;

8) утверждает программы деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий;

9) осуществляет на основании решения Правительства Российской Федерации функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении находящегося во владении третьих лиц расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных государственных органов и организаций Российской Федерации, организует и обеспечивает поиск указанного имущества и надлежащее оформление права собственности Российской Федерации на него;

10) осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации и находящегося во владении третьих лиц, а также по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных и иных интересов государства в отношении иного федерального имущества; участвует в реализации межправительственных соглашений в указанной сфере, открывает свои представительства в иностранных государствах и организует их работу;

11) размещает представительства федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, а также их работников в иностранных государствах в соответствии с нормативами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

12) взаимодействует в установленном порядке с государственными органами иностранных государств и международными организациями;

13) осуществляет в установленном порядке: (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

материально-техническое обеспечение, автотранспортное обслуживание лиц и государственных органов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Положения, работников их аппаратов, Управления делами и подведомственных ему организаций, транспортное обслуживание подведомственными организациями (включая обслуживание автомобилями скорой медицинской помощи) при оказании медицинской помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

автотранспортное обслуживание федеральных органов исполнительной власти, передавших в установленном порядке Управлению делами бюджетные ассигнования; (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 17.02.2016 N 63)

14) обеспечивает авиационные, железнодорожные перевозки и перевозки водным транспортом Президента Российской Федерации и других лиц с письменного согласия Президента Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 18.10.2011 N 1381)

15) организует и обеспечивает в установленном порядке обслуживание лиц, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, в залах официальных лиц и делегаций;

16) организует оказание медицинской помощи следующим лицам: (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

Президенту Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьям Конституционного Суда Российской Федерации, судьям Верховного Суда Российской Федерации, членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральным государственным гражданским служащим Управления делами Президента Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам и старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и их заместителям, помощникам и помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, Председателю, заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных управлений и управлений Следственного комитета Российской Федерации и их заместителям, старшим помощникам по особым поручениям и старшим помощникам Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителям федеральных министров, руководителям государственных внебюджетных фондов, руководителям федеральных служб и федеральных агентств, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, чрезвычайным и полномочным послам Российской Федерации в иностранных государствах, постоянным представителям Российской Федерации при международных организациях, членам Российской академии наук, а также членам семей названных лиц; (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 16.01.2016 N 14, от 17.09.2020 N 562)

лицам, замещавшим должности, указанные в абзаце втором настоящего подпункта, имеющим право на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», или на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», а также членам семей названных лиц; (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

лицам, замещавшим должности, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, вышедшим на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и уволенным из федеральных государственных органов (их аппаратов), при условии замещения ими должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах (аппаратах) в общей сложности не менее 10 лет в период прохождения федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной), а также членам семей названных лиц; (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

лицам, замещавшим должности, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, вышедшим на пенсию или получающим ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» либо вышедшим на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а также членам семей названных лиц; (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 17.10.2016 N 550)

иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также лицам, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами; (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

16.1) организует санаторно-курортное лечение и обеспечивает организованный отдых лиц, указанных в подпункте 16 настоящего пункта, в подведомственных ему организациях; (в ред. Указов Президента РФ от 31.12.2015 N 686, от 01.10.2021 N 567)

17) обеспечивает социально-бытовое обслуживание лиц, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, а также членов их семей, предоставляет этим лицам жилые помещения;

18) организует проведение оздоровительных и культурных мероприятий для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, и работников подведомственных организаций, а также их отдых;

19) обеспечивает реализацию путевок в подведомственные ему санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные учреждения и образовательные организации; (в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2013 N 940)

20) определяет порядок формирования цен на путевки в подведомственные ему санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные учреждения и образовательные организации, а также цен на работы (услуги) подведомственных организаций, выполняемые (оказываемые) ими для лиц, обслуживание которых возложено на Управление делами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2013 N 940)

21) организует оказание медицинской помощи работникам подведомственных организаций и членам их семей, а в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, работникам иных организаций и членам их семей, санаторно-курортное лечение этих лиц, обеспечивает их социально-бытовое обслуживание и организованный отдых, а также предоставляет в установленном порядке жилые помещения указанным работникам; (в ред. Указов Президента РФ от 11.12.2018 N 707, от 03.12.2021 N 686)

22) осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на подведомственных ему объектах и участвует в осуществлении контроля в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий в установленном порядке; (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 25.11.2017 N 567)

22.1) обеспечивает организацию и ведение подведомственными организациями социально-гигиенического мониторинга, проведение ими санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также осуществления этими организациями мер по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

23) организует в установленном порядке: (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 25.11.2017 N 567)

проведение подведомственными организациями научных исследований в области медицины, применение ими новейших достижений науки и техники, а также передового опыта в этой области; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

предоставление подведомственными организациями дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего, дополнительного медицинского и фармацевтического образования (обучение по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, программам ординатуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и программам подготовки специалистов среднего звена), проведение аттестации медицинских и фармацевтических работников; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

производство и приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий; (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2015 N 136)

проведение подведомственными организациями необходимых исследований, испытаний в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, проведение оценок методов лечения, а также необходимых экспертиз; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

эксплуатацию и ремонт медицинских изделий, поверку средств измерения; (в ред. Указа Президента РФ от 17.10.2016 N 550)

проведение ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; (в ред. Указа Президента РФ от 17.10.2016 N 550)

работу главных внештатных специалистов и консультантов; (в ред. Указа Президента РФ от 12.02.2016 N 56)

23.1) обеспечивает участие подведомственных организаций в процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических работников; (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2021 N 567)

24) распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации жилыми помещениями государственного жилищного фонда, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами, в том числе жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в частности осуществляет куплю-продажу и мену жилых помещений;

25) обеспечивает в пределах своей компетенции эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану жилищного фонда, объектов и помещений, используемых федеральными органами государственной власти и иными государственными органами, обеспечение деятельности которых возложено на Управление делами, а также содержание указанных объектов и помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии;

26) организует общественное питание и оптово-розничную торговлю в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах, обеспечение деятельности которых возложено на Управление делами, а в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, в отдельных организациях, а также организует обслуживание протокольных мероприятий и государственных приемов с участием высших должностных лиц Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2021 N 686)

27) разрабатывает и утверждает планы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, относящихся к федеральному имуществу, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами, организует и обеспечивает архитектурно-строительное проектирование, утверждает проектную документацию для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов капитального строительства;

28) организует и обеспечивает строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, предназначенных для размещения федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, обеспечение деятельности которых возложено на Управление делами, или подведомственных организаций, а также объектов социально-бытового назначения, жилых домов и объектов производственного назначения, используемых для обеспечения деятельности указанных государственных органов или подведомственных организаций;

29) передает на договорной основе в установленном порядке осуществление части функций застройщика, включая строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;

30) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации внешнеэкономическую деятельность в целях реализации возложенных на него задач;

31) координирует работу подведомственных организаций, осуществляет контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, в том числе путем проведения ревизий и иных проверок;

32) организует ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, дорожной, авиационной техники, водных судов, железнодорожного подвижного состава и иной техники, закрепленной за подведомственными организациями, а также приобретение этой техники;

33) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)

34) организует проведение научно-исследовательских работ, в том числе с привлечением в установленном порядке на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

35) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, служебную и коммерческую тайну, и сведений конфиденциального характера, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по защите таких сведений;

36) обеспечивает собственную мобилизационную подготовку, а также контроль и координацию деятельности в области мобилизационной подготовки подведомственных организаций;

37) участвует совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти в исполнении поручений Президента Российской Федерации по отдельным вопросам обеспечения государственной и общественной безопасности;

38) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления делами;

39) осуществляет в установленном порядке организацию поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, в том числе через подведомственные организации.

40) создает формулярную комиссию и организует ее работу. (в ред. Указа Президента РФ от 17.10.2016 N 550)

6. Управление делами в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) направлять в порядке долевого участия средства на финансирование капитального строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, на приобретение жилых помещений;

2) приобретать в собственность Российской Федерации в установленном порядке движимое и недвижимое имущество, в том числе земельные участки и жилые помещения, расположенное как в Российской Федерации, так и за ее пределами, путем заключения с физическими и юридическими лицами договоров купли-продажи, мены, дарения, уступки прав и иных договоров;

3) принимать жилые помещения от инвесторов в соответствии с заключенными договорами;

4) принимать в управление и распоряжение от федеральных органов государственной власти, иных государственных органов и организаций жилые помещения, приобретенные ими за счет средств федерального бюджета;

5) давать согласие физическим лицам на обмен предоставленных им по договору социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами, а также на поднаем указанных жилых помещений, налагать запрет на проживание временных жильцов, на вселение граждан в указанные жилые помещения в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи;

6) принимать решения о предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений государственного жилищного фонда, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) принимать решения об отнесении жилых помещений государственного жилищного фонда, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами, к специализированному жилищному фонду;

8) представлять в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе на жилые помещения, поступившее в его управление и распоряжение, а также принимать решения о передаче данных полномочий подведомственным организациям;

9) по поручению Правительства Российской Федерации обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, в том числе расположенным за пределами Российской Федерации;

10) обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, расположенным за пределами Российской Федерации и находящимся во владении третьих лиц, в частности по вопросам:

признания недействительными сделок по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками;

истребования имущества подведомственных организаций из чужого незаконного владения;

взыскания задолженности по арендной плате и расторжения договоров аренды имущества, закрепленного за подведомственными организациями, а также взыскания задолженности по арендной плате и расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

возмещения ущерба, убытков, причиненных Российской Федерации неправомерными действиями физических и юридических лиц;

11) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

12) образовывать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегию), в том числе научные, научно-технические, аттестационные, в установленной сфере деятельности;

13) проводить совещания и конференции с привлечением в установленном порядке специалистов других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также организаций независимо от формы собственности;

14) участвовать в разработке проектов федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

15) организовывать, в том числе на договорной основе, предоставление через подведомственные организации не указанным в настоящем Положении федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, организациям и гражданам услуг в сфере общественного питания, услуг по материально-техническому, социально-бытовому и транспортному обслуживанию, а также услуг по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению и обеспечению организованного отдыха; (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2015 N 136, от 31.12.2015 N 686)

15.1) создать фонд для оказания финансовой поддержки подведомственным организациям, определить порядок использования средств этого фонда, в том числе на проведение мероприятий по развитию подведомственных организаций; (в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2016 N 14)

15.2) создать автономную некоммерческую организацию «Россия — страна возможностей»; (в ред. Указа Президента РФ от 22.05.2018 N 251)

16) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

7. Управление делами возглавляет управляющий делами Президента Российской Федерации (далее — управляющий делами), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Управляющий делами несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление делами, и осуществление его полномочий.

8. Управляющий делами имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя.

9. Заместители управляющего делами и начальники главных управлений назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению управляющего делами.

10. Управляющий делами:

1) осуществляет на основе единоначалия непосредственное руководство Управлением делами;

2) распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками самостоятельных подразделений Управления делами, поручает им исполнение части своих полномочий, устанавливает полномочия других должностных лиц Управления делами по решению оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов в установленной сфере деятельности;

3) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления делами;

4) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления делами, а также по вопросам внутренней организации его работы, организует проверку их исполнения;

5) образовывает координационные и совещательные органы в установленной сфере деятельности;

6) утверждает структуру и штатное расписание Управления делами в пределах установленных штатной численности и ассигнований на оплату труда, положения о самостоятельных подразделениях Управления делами, а также смету доходов и расходов Управления делами в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год;

7) информирует Президента Российской Федерации о деятельности Управления делами;

8) назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих Управления делами, за исключением заместителей управляющего делами и начальников главных управлений, заключает и расторгает с ними служебные контракты, вносит изменения в указанные контракты;

9) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей подведомственных организаций, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, вносит в указанные договоры изменения;

10) представляет в установленном порядке работников Управления делами и работников подведомственных организаций к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации, применяет иные виды поощрения;

11) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Управлении делами;

12) учреждает в установленном порядке ведомственные награды Управления делами, утверждает положения об этих наградах и их описания, награждает ими работников Управления делами, подведомственные организации и их работников, иные организации и граждан;

13) применяет в установленном порядке дисциплинарные взыскания к работникам Управления делами и руководителям подведомственных организаций.

11. В Управлении делами образуется коллегия в составе управляющего делами (председатель коллегии), заместителей управляющего делами, начальников главных управлений и управлений (входящих в нее по должности) и других федеральных государственных гражданских служащих Управления делами.

В состав коллегии могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти и руководители подведомственных организаций.

Состав коллегии, за исключением членов коллегии, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению управляющего делами.

Заседания коллегии назначаются управляющим делами.

Коллегия рассматривает на своих заседаниях наиболее важные вопросы деятельности Управления делами.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами.

При необходимости решения коллегии реализуются управляющим делами путем издания соответствующих приказов и распоряжений.

В случае если управляющий делами не согласен с решением коллегии, он проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации.

12. Финансовое обеспечение деятельности Управления делами осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. Управление делами является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Управление делами имеет эмблему, утверждаемую в установленном порядке.

15. Местонахождение Управления делами — г. Москва.

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 сентября 2008 г. N 1370

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНИЮ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2012 N 1473)

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 сентября 2008 г. N 1370

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2012 N 1473)

1. Руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

2. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности и другими вопросами в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

3. По представлению Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в отношении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 2 настоящей статьи:

1) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

2) устанавливает предельную численность работников аппаратов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также размер бюджетных ассигнований на содержание таких аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

3) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

4) устанавливает размер бюджетных ассигнований на содержание аппаратов территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

4. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти непосредственно и через федеральных министров в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

5. Правительство Российской Федерации в соответствии с указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 2 настоящей статьи.

6. Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

7. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в отношении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет:

1) утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти;

2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных министерств, руководителей и заместителей руководителей иных федеральных органов исполнительной власти;

3) устанавливает предельную численность работников аппаратов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также размер бюджетных ассигнований на содержание таких аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

4) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

5) устанавливает размер бюджетных ассигнований на содержание аппаратов территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

8. Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из трех видов: сухопутные войска, воздушно-космические силы и военно- морской флот; двух родов войск: ракетные войска стратеги­ческого назначения, воздушно-десантные войска, а также других войск, не входящих в виды Воору­женных сил, тыла Вооруженных сил, организаций и воин­ских частей строительства и расквартирования (схема 4).

Схема 4. Структура вооруженных сил Российской Федерации

Вид Вооруженных сил — это часть Вооруженных сил государства предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, море, в воз­душном и космическом пространстве).

Род войск — это составная часть вида Вооруженных сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только км основные виды оружия и военную технику, а также владеют методами их бое­вого применения.

Структура рода войск на примере сухопутных войск показана на схеме 5

Схема 5. Структура сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации

История создания видов Вооруженных сил связана со спо­собами ведения вооруженной борьбы и тем пространством, на котором она ведется: на суше, на море и в воздухе.

Сухопутные войска (СВ) — это вид войск, предназначен­ных для ведения боевых действий на суше.

По своим боевым возможностям сухопутные войска спо­собны вести наступление в целях разгрома войск противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, прочно удерживать занимаемые территории и рубежи.

В состав сухопутных войск входят: мотострелковые, тан­ковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоз­душной обороны (ПВО), армейская авиация, части и подразделения

специальных войск, а также части и учреждения тыла.

Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу сухопутных войск. Они оснаще­ны вооружением для поражения наземных и воздушных це­лей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и ми­нометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зе­нитными ракетными комплексами и установками, средства­ми разведки и управления.

Танковые войска главная ударная сила сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначен­ное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.

Ракетные войска и артиллерия — главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения авиации и ракет противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических частей и подразделений и предназначены для прикрытия боевых порядков сухопутных войск.

Авиация сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, состоящих из авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, высадки тактических десантов и других задач.

Специальные войска, входящие в состав сухопутных войск, обеспечивают успешное выполнение общевойсковы­ми формированиями стоящих перед ними задач.

Части и учреждения тыла на своем уровне обеспечи­вают боеспособность всех родов войск.

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государ­ственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной развед­ки и воздушных перевозок.

Эти задачи войска ВВС могут выполнять в любых погод­ных условиях, в любое время суток и года.

В соответствии с боевыми задачами и характером действий авиация делится по родам на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, штурмовую, раз­ведывательную, противолодочную, военно-транспортную и специальную авиацию. На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа бое­вой мощи ВВС — сверхзвуковые всепогодные самолеты, осна­щенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

Военно-морской флот (ВМФ) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным воен­ным объектам противника и разгрома его военно-мор­ских сил.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объ­ектам врага, уничтожать его флот в море и на базах, нарушать (блокировать) океанские и морские коммуникации противни­ка и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить во­йска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав военно-морского флота входят подводные и над­водные силы, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота. Также в его состав вхо­дят корабли и суда вспомогательного флота, части специаль­ного назначения и различные береговые службы.

К самостоятельным родам войск в составе Вооруженных сил относятся ракетные войска стратегического назначения, космические войска и воздушно-десантные войска.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) оснащены ракетно-ядерным оружием и предназначены для выполнения особых стратегических задач.

Для РВСН характерны высокая боевая готовность и точ­ность нанесения ракетно-ядерных ударов; способность нано­сить удары одновременно по многим объектам, успешно пре­одолевая противодействие ПВО и ПРО (противовоздушная и противоракетная оборона) и выполняя поставленные задачи в кратчайшие сроки; возможность широкого маневра ракетно- ядерными ударами; независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток.

На вооружении РВСН состоят стационарные и мобильные ракетные комплексы огромной поражающей мощи и практи­чески неограниченной дальности действия.

Космические войска (KB)выполняют задачи по обна­ружению стартов баллистических ракет, предупрежда­ют о ракетном нападении.

KB осуществляют запуск ракет-носителей, управление ор­битальной группировкой космических аппаратов и поддер­живают ее на уровне, позволяющем решать задачи мирного и военного времени.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

ВДВ состоят из парашютно-десантных, танковых, артил­лерийских, самоходно-артиллерийских и других частей и подразделений, а также из частей и подразделений специ­альных войск и тыла.

Основные боевые свойства ВДВ: способность быстро дости­гать удаленных районов, наносить внезапные удары, успеш­но вести общевойсковой бой.

Тыл Вооруженных сил — это силы и средства, осущест­вляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл выполняет также функции связующего звена между экономикой страны и войсками. В состав тыла входят раз­личные части, учреждения и подразделения, необходимые для решения следующих задач:

  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска; осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транс портных средств;

  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;

  • восстанавливать военную технику и имущество;

  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;

  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным, проводить противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные мероприятия;

  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;

оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспо­собности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач тыл располагает базами и складами с запасами материальных средств различного на­значения, специальными войсками (железнодорожными, ав­томобильными, дорожными и трубопроводными), вспомога­тельным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к вой­скам, не входящим в виды Вооруженных сил, относятся:

  • войска Пограничной службы Федеральной службы без­опасности (ФСБ) РФ;
  • внутренние войска Министерства внутренних дел РФ;
  • железнодорожные войска;
  • войска Федерального агентства правительственной свя­зи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации;
  • войска Гражданской обороны;
  • Национальная гвардия

Войска Пограничной службы предназначены для охра­ны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озе­рах и иных водоемах. Непосредственное руководство этими войсками осуществляет Федеральная служба безопасности. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, от­дельных соединений, «специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска предназначены для охраны государ­ственных объектов и выполнения других задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны советской республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Термином «внутренние войска» с 1921 г. обозначали части ВЧК, несущие службу во внутренних районах страны в от­личие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну внутренние войска охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, уча­ствовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска предназначены для восста­новления, строительства, эксплуатации, заграждения и тех­нического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.

Организационно железнодорожные войска состоят из со­единений и различных специализированных частей. Они были созданы в период Гражданской войны, а в мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и со­оружению новых железных дорог.

За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками совместно со специальными формированиями Нар­комата путей сообщения было восстановлено около 120 тысяч километров железных дорог.

Войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ предна­значены для обеспечения информационной безопасности.

Войска Гражданской обороны, — воинские формирова­ния, призванные решать задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На вооружении войск Гражданской обороны находятся специальная техника и боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск Граж­данской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента объявления государством состояния войны, фак­тического начала военных действий или введения Президен­том РФ военного положения на территории страны или в от­дельных ее местностях.

В мирное время войска Гражданской обороны, как уже указывалось ранее, осуществляют свою деятельность при сти­хийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастро­фах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот.

Специальные войска состоят из воинских частей и под­разделений, предназначенных для выполнения специ­альных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил.

Росгвардия. Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Создана 5 апреля 2016 года. Росгвардия является центральным органом управления Войсками национальной гвардии Российской Федерации, созданных на основе Внутренних войск МВД России.

В Российской Федерации имеются специальные войска, непосредственно подчиненные Министерству обороны, а так­же входящие в состав различных видов Вооруженных сил и тыла.

Наименование, состав, организация, вооружение и техни­ческое оснащение формирований специальных войск опреде­ляются их предназначением. В частности, к ним относятся инженерные войска, войска связи, войска радиационной, хи­мической и биологической защиты, радиотехнические части и топогеодезические подразделения. В состав тыла Вооружен­ных сил входят такие специальные войска, как автомобиль­ные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные и др. Не­которые виды Вооруженных сил имеют свойственные только им специальные войска, например в ВВС есть части инже­нерно-авиационной службы.

Общее руководство Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является Пре­зидент Российской Федерации. В его компетенцию входит: осуществление оборонной политики; утверждение концеп­ции, планов строительства и применения армии и флота; на­значение и освобождение от должности высшего военного ко­мандования (от командира соединения и выше); присвоение высших воинских званий; издание указов о призыве граждан РФ на военную службу; объявление состояния войны в слу­чае вооруженного нападения на Российскую Федерацию. Вер­ховный главнокомандующий отдает приказы Вооруженным силам на ведение военных действий, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральными законами.

Непосредственное руководство Вооруженными силами осу­ществляет министр обороны Российской Федерации через ор­ганы управления Министерства обороны. Министерство обо­роны реализует политику в области строительства Вооруженных сил в соответствии с решениями высших органов государ­ственной власти Российской Федерации. Министерству обо­роны дается исключительное право заказа вооружений и во­енной техники, в том числе и для других силовых структур.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных сил является Генеральный штаб, осуществляющий руководство по вопросам планирования применения войск в целях обороны; Генштаб разрабатывает Федеральную программу совершенствования оперативного переоборудования военной промышленности страны, органи­зует мобилизационную подготовку, координирует планы соз­дания резервных войск для решения главной задачи — за­щиты России от нападений врага.

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из ор­ганов управления, объединений, соединений, воинских ча­стей, учреждений, а также военно-учебных заведений.

Органы управления, предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие посто­янно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертыва­ются мобильные пункты управления.

Объединения — это воинские формирования, включаю­щие несколько соединений или объединений меньшей чис­ленности, а также частей и учреждений (например, террито­риальные общевойсковые объединения — военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).

Соединениями являются воинские формирования, состо­ящие из нескольких частей или соединений меньшего соста­ва, а также частей и подразделений обеспечения и обслужи­вания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.

Воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных сил Российской Федерации. К воинским частям относятся полки, корабли 1, 2, 3-го рангов, отдель­ные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эска­дрильям вручается боевое знамя, а кораблям Военно-морского флота — военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны, Российской Федерации относятся такие структуры обеспечения жизне­деятельности Вооруженных сил, как дома и клубы офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицин­ские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.д.

К военно-учебным заведениям относятся военные ака­демии, университеты, институты, суворовские и нахимовские военные училища, кадетские корпуса, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

Часть Вооруженных сил РФ может входить в состав кол­лективных вооруженных сил или находиться под объединен­ным командованием в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации (например, в составе миро­творческих сил ООН или коллективных сил Содружества Не­зависимых Государств (СНГ) по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Комплектование Вооруженных сил личным составом осу­ществляется:

  • военнослужащими: путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан на военную службу;

  • гражданским персоналом: путем добровольного посту­пления на работу.

Таким образом, развитие видов Вооруженных сил и родов войск тесно связано с развитием экономики государства, с возможностями по созданию новых, более совершенных об­разцов военной техники и вооружения, направлено на обе­спечение целостности территории государства и защиту его интересов. В соответствии с реальной обстановкой в России периодически проводятся военные реформы, направленные на создание такой организационно-штатной структуры Во­оруженных сил, которая максимально соответствовала бы принятой в государстве военной доктрине, а также позволя­ла с минимальными затратами максимально использовать боевые возможности военной техники и вооружения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Цетиринакс инструкция по применению для детей капли
  • Руководства процесс принятия группового решения
  • Экофурил инструкция по применению взрослым от чего помогает капсулы 200
  • Форма 22 жкх реформа инструкция по заполнению 2020
  • Элитон инструкция по применению скачать бесплатно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии