На чтение 16 мин Просмотров 42 Опубликовано Обновлено
Содержание
- Схему Подключения Катушки И Коммутатора И Вариатора
- Свежие записи
- Активные обсуждения форума
- Система зажигания
- Внешний вид
- Новые записи в блогах
- ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
- Все, что нужно знать владельцам ЗИЛ 130 о схеме и системе зажигания
- Принцип работы СЗ
- Виды систем зажигания
- Фотогалерея
- Контактный
- Бесконтактный
- Электронный
- Диагностика системы и выявление неисправностей
- Как проверить момент зажигания?
- Руководство по установке момента зажигания на ЗИЛ 130
- Видео «Установка и настройка зажигания автомобиля ЗИЛ 130»
Схему Подключения Катушки И Коммутатора И Вариатора
Периодически может выходить из строя и сам трамблер, но это происходит не так часто.
Поэтому нередко такую схему переделывают, исключая добавочное сопротивление из цепи. Включив зажигание снимаем разъем с датчика Холла и меряем напряжение между крайними контактами, проверяем питание датчика.
При проверке второй конец провода проверочной лампочки соединяется с корпусом массой. Стартер Кроме АКБ, в состав системы зажигания входят и другие агрегаты.
Как проверить катушку зажигания
Основное назначение транзисторного коммутатора ТК — включение и выключение тока низкого напряжения в первичной обмотке индукционной катушки.
Меряем сопротивление между любым из контактов и массой — не должно быть никакого сопртивления.
В момент размыкания контактов прерывателя ток в цепи управления транзистором исчезает и сопротивления эмиттерного и коллекторного переходов резко увеличиваются, при этом транзистор запирается и выключает ток первичной обмотки индукционной катушки.
Аварийный вибратор рис. Итак, вкратце о принципе работы.
Выполняя подключение катушки к системе зажигания автомобиля, в принципе, у вас не должно возникнуть никаких затруднений, в том случае, когда при предварительном демонтаже вы обозначили или запомнили какие провода куда подключаются. Но не всех устроит цена, да и купить бывает сложно — не в каждом городе найдешь.
Свежие записи
Просто на просто катушка зажигания Б предназначена для ГАЗ с контактно-транзисторной системой зажигания Схема подключения системы зажигания нового образца. Часто ленящиеся читать камасутру и думать головой люди задают вопрос: «А зачем тогда метка на шкиве коленвала, если не для стробоскопа? Так пусть же каждый сам для себя расставит приоритеты и решит — поставить ксенон, херову тьму лампочек и подсветок, ручки с подогревом или еще что
Транзисторный коммутатор ТК закрепляют в кабине, так как диапазон его рабочих температур находится в пределах —
Коммутаторы не взаимозаменяемы между собой.
В случае импульсных повышений напряжения конденсатор С2, заряжаясь, предотвращает перенапряжение транзистора и протекание через него большого разрушающего тока.
Замок зажигания. Катушка зажигания цилиндрического типа, в более старых системах зажигания применялась модель ББ.
Второй конец подключается к следующей, и таким образом подключается каждая до последней.
Датчик распределитель: 1 — крышка распределителя; 2 — уголек; 3 — пружина крышки; 4 — низковольтный разъем; 5 — грузик; 6 — пружина центробежного автомата; 7 — ось грузика; 8 — упорный подшипник; 9 — подшипник валика; 10 — муфта; 11 — валик; 12 — пластина октан-корректора; 13 — корпус; 14 — шарикоподшипник; 15 — вакуумный регулятор; 16 — статор; 17 — втулка ротора; 18 — фильц; 19 — бегунок Устройство датчика-распределителя показано на рис.
Раскладка фишки коммутатора постоянного тока на Dio 34
Активные обсуждения форума
О каких проблемах со свечей Вы говорите? Выполняя подключение катушки к системе зажигания автомобиля, в принципе, у вас не должно возникнуть никаких затруднений, в том случае, когда при предварительном демонтаже вы обозначили или запомнили какие провода куда подключаются.
Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке. Для этого можно воспользоваться индикаторной отверткой.
Часто ленящиеся читать камасутру и думать головой люди задают вопрос: «А зачем тогда метка на шкиве коленвала, если не для стробоскопа? Коммутатор Коммутатор призван обеспечивать мощный импульс вне зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя, облегчая тем самым воспламенение топливной смеси. Конденсатор в прерывателе теперь не нужен, его можно отключить — еще одним слабым местом меньше.
Двойные коммутаторы выпускаются для всех систем: с вариатором, без вариатора и с датчиком Холла. Часто ленящиеся читать камасутру и думать головой люди задают вопрос: «А зачем тогда метка на шкиве коленвала, если не для стробоскопа?
Имеет один вывод. Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке. Вот и все. Проверка датчика Холла и коммутатора: 1.
Система зажигания
Безымянная клема катушки соединяется с клемой КЗ коммутатора ну и коммутатор к массе. Кроме того, при покупке подержанного авто, следует узнать, вносились ли в систему зажигания какие-либо изменения. Хотя, быть может, за пределами моей родной Иркутской области Вы — мужики, другие. Импульсный трансформатор ИТ служит для ускорения запирания транзистора при размыкании контактов прерывателя. Вернуться к оглавлению Цена замены системы зажигания Как видите, система зажигания ГАЗ состоит из многих компонентов.
Поэтому при провождении замены или выполнении ремонта нужно соблюдать правила техники безопасности. Статор имеет изолированный многожильный вывод, присоединенный к выводу датчика. Катушка зажигания цилиндрического типа, в более старых системах зажигания применялась модель ББ. Хотя, быть может, за пределами моей родной Иркутской области Вы — мужики, другие. Фотографии ГАЗ Прогар крышки прерывателя-распределителя часто происходит по причине неплотного соединения центрального высоковольтного провода с крышкой трамблера.
Импульсный трансформатор ИТ служит для ускорения запирания транзистора при размыкании контактов прерывателя. Клемма вывода на первичной и вторичной обмотках; Пружина центральной клеммы; Наружная изоляция на первичной обмотке; Крепежная скоба; Наружный магнитопровод и сердечник. Причина может скрываться и в электрической проводке: в частности, из-за поврежденного провода, идущего от коммутатора к катушке зажигания. Есть еще катушка зажигания Б Как Вы заметили она на вид не чем не отличается от Б некоторые ставят её она тоже подходит на ГАЗ , но я лично не советую Вам её ставить.
Электропроводка за 270 рублей. Или как запустить двигатель без скутера
Внешний вид
В системах зажигания с вариатором причиной является низкая надежность последнего. А насчет пококетничать, могу привести пример из жизни.
И вот приставьте себе такую картину ГАЗ ну скажем после года выпуска там конечно же зажигание без добавочного резистора Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.
Обычные автопровода с центральной жилкой — паутинкой в этом смысле не лучше. Аварийный вибратор рис.
Применение контактно-транзисторных систем зажигания позволяет: получить большие выходные напряжения за счет увеличения силы тока в первичной обмотке и уменьшить электрическую нагрузку контактов прерывателя; увеличить зазор между электродами свечей до О,85…1,0 мм, что дает возможность работать на обедненных рабочих смесях и за счет этого уменьшить токсичность выхлопных газов; облегчить пуск и увеличить надежность работы двигателя на малых и больших частотах вращения; увеличить долговечность контактов прерывателя; уменьшить средние эксплуатационные расходы топлива. Мощное зажигание за небольшие деньги Электрика Как известно, стандартное контактное зажигание Уралов и Днепров мало кого устраивает.
Новые записи в блогах
Заменить коммутатор Естественно, искра таких катушек в два раза слабее «оригинальной» катушки. Снимите с датчика-распределителя пластмассовую крышку. АКБ; 9.
Распределение по цилиндрам идет в порядке Проверить его можно подключив к нему лампочку, которая загорится при включении зажигания. Пришлось крутить «ручкой» — «таскать» желающих не нашлось. В момент размыкания контактов исчезающее магнитное поле первичной обмотки трансформатора ИТ пронизывает нитки вторичной обмотки ИТ и индуктирует в них ЭДС, которая создает на эмиттерном переходе транзистора обратное отрицательное напряжение, способствующее быстрейшему запиранию транзистора. При полном отсутствии детонации необходимо увеличить угол опережения зажигания поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке.
ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
Заменить коммутатор В случае импульсных повышений напряжения конденсатор С2, заряжаясь, предотвращает перенапряжение транзистора и протекание через него большого разрушающего тока.
В то время как автомобильное зажигание работает со свечным зазором 0,,0мм, потому как в этой системе большее пробивное напряжение. Техническое обслуживание Проверьте затяжку гаек низковольтного разъема датчика-распределителя, крепление соединительных проводов.
Зажигание ЗиЛ 4331 часть 2
Источник
Все, что нужно знать владельцам ЗИЛ 130 о схеме и системе зажигания
Современный автомобиль – это сложная система из узлов и механизмов, которые должны слаженно взаимодействовать. Система зажигания (СЗ) отвечает за пуск и бесперебойную работу ДВС. В статье рассматривается принцип работы, виды СЗ, основные неисправности, приводится схема зажигания ЗИЛ 130, дается пошаговая инструкция по настройке момента зажигания.
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
Виды систем зажигания
Существует три вида систем зажигания:
- Контактная. Она является устаревшей и встречается на старом отечественном автотранспорте. Управляет и распределяет электроэнергию в ней механическое устройство – прерыватель-распределитель. Более современным вариантом контактной системы стала контактная транзисторная СЗ. Новшеством в ней является использование транзиторного коммутатора в первичной цепи катушки.
- Бесконтактная. В этой системе, называемой еще транзисторной, управление накоплением заряда осуществляется транзисторным коммутатором (электромагнитным генератором электрических импульсов), который взаимодействует с бесконтактным регулятором импульсов. Коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Распределяется высоковольтный ток механическим прерывателем.
- Электронная. Управляет процессом ЭБУ. В ранних версиях этой системы ЭБУ управлял не только СЗ, но и системой впрыска топлива. В последних версиях управляет зажиганием система управления двигателем.
Фотогалерея
Контактный
Контактная СЗ (КСЗ) — самая старая, но имеет еще широкое распространение из-за большого количества старых автомобилей. Ее основное преимущество – надежность. Благодаря простой конструкции в ней мало встречается неисправностей, поэтому и выходит из строя она редко. Да и ремонт узлов и механизмов системы очень дешевый и выполнимый самостоятельно.
КСЗ состоит из следующих компонент:
- источника питания (аккумуляторной батареи);
- механического прерывателя;
- распределителя;
- катушки;
- замка;
- свечей.
Принцип работы простой. От источника питания поступает напряжение, которое проходя через катушку, преобразовывается в высоковольтный ток. При размыкании контактов образуется искра. Это должно четко совпадать с моментом, когда заканчивается такт сжатия в цилиндре. Возникшая искра воспламеняет ТВС.
Особенностью системы является то, что работает она за счет контактов. Это является и ее недостатком, так как изнашиваются механические детали и ухудшается искрообразование.
Бесконтактный
На современных машинах в основном установлено бесконтактная СЗ (БСЗ). Эта система имеет преимущества перед предыдущей, так как не зависит от размыкания контактов. Получаемая искра имеет большую мощность. Основным элементом БСЗ является транзисторный коммутатор, работающий в паре с особым датчиком.
Электромагнитный генератор обеспечивает стабильность работы и подачу электроэнергии на все узлы. Благодаря его функционированию в двигателе вырабатывается большая тяга и экономится топливо. Независимость от работы контактной группы гарантирует качественное искрообразование.
Преимуществом БСЗ является простота техобслуживания. Для того чтобы система работала стабильно и долгий срок, нужно регулярно смазывать вал в трамблере. Сервисное обслуживание следует выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Недостатком является сложный ремонт. Для выявления неисправностей нужно иметь специальное оборудование для диагностики, поэтому самостоятельно починить БСЗ не удастся.
Электронный
Данная система установлена на большинстве современных иномарок. В ней отсутствуют механические движущиеся детали, поэтому нет проблем с окислением контактов и перебоями с искрообразованием. Работой системы управляет блок с помощью специальных датчиков, используется трамблер с датчиком холла.
Благодаря электронике образование и подача искры на цилиндры осуществляется с большей точностью и надежностью, чем у предыдущих СЗ. За счет этого увеличивается мощность силового агрегата, улучшается его работа, уменьшается расход горючего. Компоненты, входящие в СЗ имеют высокую надежность.
В электронной СЗ проще регулировать угол сопряжения, ток стабильнее. Рабочая смесь в цилиндрах почти вся сгорает, что увеличивает чистоту выхлопных газов. Сложность конструкции делает почти невозможным самостоятельный ремонт в гараже. Поэтому приходиться обращаться в специализированные центры, которые оснащены новейшим оборудованием.
На автомобиле ЗИЛ 130 установлена транзисторная СЗ, что упрощает его эксплуатацию и ремонт, который не должен вызвать проблем.
Диагностика системы и выявление неисправностей
Имея контактно транзисторную систему зажигания, ЗИЛ 130 не застрахован от поломок. Для того чтобы выполнить необходимый ремонт, нужно знать, какие неисправности возможны, уметь их обнаружить и устранить.
Есть несколько признаков, по которым можно определить, что в СЗ есть неполадки:
- Проблемы с запуском мотора. В этом случае автомобиль с трудом заводится либо не с первого раза. При включении зажигания появляются характерные звуки.
- При работе мотора в холостом режиме пропадают обороты. Определить необходимость ремонта можно по датчикам. Если показания оборотов отличаются более чем в 500 об/м, то необходим срочный ремонт.
- Снижается приемистость мотора, падает мощность. Определить это можно по тому, как автомобиль разгоняется при нажатии на педаль газа.
- Повысился расход горючего. Заметить изменение расхода топлива можно, если знать, сколько расходовалось горючего в разных скоростных режимах.
Если возникают проблемы в СЗ на автомобиле ЗИЛ 130, нужно проверить прохождение тока. Сначала следует проверить выработку искры на свечах зажигания. Для этого новую свечу нужно подключить к высоковольтному проводу и попытаться запустить мотор. Если искра не проскакивает, нужно проверить целостность проводки, качество соединений и контактов, наличие окислений, излишков влаги и т.д.
Если после проверки цепи и устранения неисправностей, проблемы с зажиганием остались, нужно проследить искрообразование в обратном порядке. Для этого необходимо идти по пути от свечи зажигания по высоковольтному проводу к контакту распределителя, затем к катушке, и закончить путь на блоке управления. Для проверки необходимы специальные знания и диагностическое оборудование.
Проверку образования искры на свечах следует сделать на всех цилиндрах. Если она будет отсутствовать только на одной из свечей, то проблему нужно искать на промежутке между этой свечей и распределителем. Если искры нет ни на одной свече, то неисправности следует искать в выходах блока управления и в нем самом.
Как проверить момент зажигания?
Для эффективной работы СЗ важно, чтобы было корректно установлено зажигание, выставлен правильно угол опережения. Позднее поступление искры или слишком раннее может стать причиной неполадок в работе СЗ на авто.
При слишком позднем зажигании затруднена процедура воспламенения. В этом случае рабочая смесь сгорает не полностью, увеличивается расход горючего. При раннем зажигании ТВС не успевает поступить в цилиндры, в результате падает мощность двигателя. Поэтому нужно следить за моментом зажигания, чтобы он не сбивался.
Для проверки момента зажигания своими руками необходимо приготовить тестер и стробоскоп для диагностирования системы, а также схему подключения, по которой будет осуществляться проверка. После того как привод распределителя будет установлен, нужно анализировать показания на диагностических приборах.
После проверки, используя привод и схему можно отрегулировать момент зажигания самостоятельно. В зависимости от полученных результатов можно выставить зажигание, сделав его либо более ранним, либо более поздним. Регулировку нужно выполнять при работе двигателя в разных режимах. Для успешной настройки момента зажигания нужно знать, какие точно должны быть показатели. Если вы не знаете, как выставить правильно зажигание, зазор, лучше регулировку доверить специалистам.
Руководство по установке момента зажигания на ЗИЛ 130
Установка зажигания осуществляется в следующем порядке:
- Сначала необходимо вывернуть свечу из 1-го цилиндра и вставить вместо нее бумажную пробку.
- Затем нужно не спеша крутить коленчатый вал до момента, пока поршень 1-го цилиндра не займет ВМТ хода сжатия. Этот момент определяется по пробке, которая с хлопком выскочит из отверстия вывернутой свечи.
- Следует добиться совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на крышке шестерни распредвала.
- Далее нужно установить привод распределителя. Для этого его необходимо опустить в гнездо блока цилиндров двигателя. Нужно совместить отверстия на пластине снизу привода с отверстиями на блоке цилиндров с резьбой. Ось отверстия верхней пластины не должно отклоняться от паза на валу двигателя на угол более 15 градусов в любую из сторон. Паз необходимо сместить к передней части силового агрегата.
- Когда привод будет установлен, как положено, его нужно закрепить болтами.
- На следующем этапе нужно совместить метку на шкиве и метку, расположенную между 3 и 6 гребенками.
- Далее нужно совместить с помощью регулировочных винтов указательную стрелку на верхней пластине октан-корректора с положением «0» на нижней пластине. Это положение необходимо зафиксировать с помощью гаек.
- Теперь следует расположить распределитель-прерыватель в приводе в такое положение, чтобы вакуум-регулятор был расположен в верхней части. Определить нахождение провода первого цилиндра, расположенного на крышке прерывателя-распределителя, можно по положению бегунка.
- Устанавливается момент зажигания путем поворота прерывателя за корпус, пока не разомкнуться контакты и не загорится контрольная лампочка на 12 В, которую нужно присоединить к массе корпуса и выводу распределителя с низким напряжением. Таким образом, нужно поймать момент подачи искры на 1-й цилиндр. Это положение прерывателя-распределителя нужно зафиксировать.
- Затем следует установить крышку трамблера, а затем последовательно присоединить высоковольтные провода к цилиндрам. Сначала присоединяется провод к 1-му цилиндру. Оставшиеся провода присоединяются в том порядке, в каком работают цилиндры (1-5-4-2-6-3-7-8).
- Затем подключается центральный провод на катушку.
Закончив установку, нужно проверить работу системы зажигания. Если проверяется контактная СЗ зажигания ЗИЛ 130 или 131, то нужно размыкать при проверке контакты прерывателя. БСЗ проверяется путем включения/выключения зажигания с помощью ключа.
При правильной установке момента зажигания во время разгона машины будет чувствоваться небольшая детонация, которая исчезает при достижении скорости 40-45 км/ч.
Видео «Установка и настройка зажигания автомобиля ЗИЛ 130»
В этом ролике демонстрируется регулировка зажигания ЗИЛ 130 (автор видео – ДУ НМЦ Агроосвіта).
Источник
Добро пожаловать на форум владельцев ЗиЛ 131/130/133/4331. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
Страница 1 из 5
-
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
При переходе на БСЗ пришлось ставить комплект СОАТЭ. Комплект сопровождался руководством и схемой подключения:
Как видно из схемы, контакт К катушки соединяется с +, а безымянная клемма — с КЗ коммутатора.
Ездил так несколько лет, и как говорится, и в ус не дул, пока не пришлось разбираться с проблемой искрообразования на ЗиЛ’е одного из форумчан, у которого мотор по этой схеме отказался работать (комплект БСЗ — тот же, катушка Б116, распределитель 24.3706 и коммутатор 131.3734, только выпущенный этим же заводом позднее). Мозговой штурм коллег в WhatsApp’е тогда результата не дал. Каково же было наше удивление, когда после нескольких дней безрезультатной перетряски и перепроверки проводки, прокладки новых проводов, пришедший на помощь автоэлектрик поменял выводы присоединенные к катушке зажигания местами, и проблема была решена, мотор заработал.Картинки — кликабельны, можно рассмотреть в увеличении более подробно.
P.S. Кстати говоря, работал у коллеги мотор и его радовал недолго. Перебои с зажиганием, выход из строя компонентов заставил его приобрести новый комплект. Но заработал он как надо опять, уже после «обратной» «переполюсовки» вызванным на помощь автоэлектриком, катушки зажигания. То есть налицо почему-то «чехарда» (как я назвал проблему) с подключением катушки.
-
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
-
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
-
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
Собственно, заинтересовавшись этим обстоятельством, и посчитав, что у меня катушка подключена неправильно (а надо сказать, что на форуме было несколько упоминаний по приведенным в темах о БСЗ схемах, что та или иная схемы — неправильны), посчитал, что схема содержит ошибку. Опечатку. И подключил «правильно», как в схеме предоставленной Сергеем. Мотор завелся, заработал, и даже как-то поехал. Но стал греться, не развивать мощность и обороты, тупить. А искра стала вялой и ближе к красному оттенку.
Стробоскоп показал сильный (порядка 30-40 градусов) сдвиг в сторону позднего зажигания, несмотря на тщательно выполненные рекомендации по установке. При проверке на ходу пришлось экстренно корректировать УОЗ в сторону более раннего, автомобиль «не ехал».
Эксперимент прекратил, вернул все как было до него, и езжу сейчас, с «неправильно подсоединенной» катушкой. -
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
Обращение на СОАТЭ за разъяснениями пока к результату не привело. Переписка довольно длинная, пока ее здесь не привожу, но выложу, если у коллег будет в ней заинтересованность.
Запросил у них характеристики ассортимента катушек Б116 (с вариациями 01, 02 и 03). Возможно, существуют и еще какие-то.
Вопрос к коллегам. Прошу отписаться. Проверьте, посмотрите, пожалуйста, какие у вас катушки Б116 (цифры в маркировке после цифры 6) и на какой из выводов (К или безымянный) подается питание, а какой из выводов соединяется с клеммой КЗ коммутатора. Будем разбираться.
Спасибо за сотрудничество. -
2222g
Асс- Сообщения:
- 1.335
- Симпатии:
- 478
- Адрес:
- Украина
- Автомобиль:
- ЗиЛ 4502
- Имя:
- Вячеслав
ставил БСЗ в прошлом году, КЗ — б 116 (без доп цифр), коммутатор 131.3734-01, подключено по такой схеме,схема рабочая 100%
Руль и Oleg65 нравится это.
-
Рамир
Слесарь-Водитель
Команда форума- Сообщения:
- 3.141
- Симпатии:
- 740
- Адрес:
- Екатеринбург
- Автомобиль:
- ЗиЛ 433360 двс 509
- Имя:
- Сергей
Я нигде не встречал катушки просто 116. Если модно сфотографируй катушку .на рих месяц и год выпуска пишут . Может пригодится такая инфа
-
2222g
Асс- Сообщения:
- 1.335
- Симпатии:
- 478
- Адрес:
- Украина
- Автомобиль:
- ЗиЛ 4502
- Имя:
- Вячеслав
на фото не моя КЗ, но если надо то сфотографирую с понедельника
-
Рамир
Слесарь-Водитель
Команда форума- Сообщения:
- 3.141
- Симпатии:
- 740
- Адрес:
- Екатеринбург
- Автомобиль:
- ЗиЛ 433360 двс 509
- Имя:
- Сергей
Надо донышко фотографировать.там вся инфа.у меня даже со знаком качества Б 114 есть.
-
Прикол в том чтоб искра на электродах срывалась с центрального електрода а не с бокового
1 — износ должен быть центрального електрода а не бокового
2 — именно так искре легче пробивать диалектрическую воздухосмесь под давлением когда блок будет ПЛЮСОМ .
. проверыется угольком на глаз. есть на просторах как увилить с откуда срывается искра с помощю уголька. тоисть в этой ситуации минусом должен получится свечной провод а плюсом масса авто.
сейчас ремонт времени нету точно поднять мануалы. но выложил я точно на 100проц проверяйте ищите литературу если хотите.
по логике буква К должна связыватся с комутатором тиость как бы замыкатся переодически на массу для искрообразования.
и еще момент важный. почему то как писали меняется градус уоза. наверное через переплюсовку и смены полярности фазы в датчике трабма у нас же не датчихк холла…
и короче при уходе уоза вы канечно подкоректируете но в момент выстрела искры уже корпус трамба с крышкой вы сместите и бегун будет стрелять не на вывод а в бок. возможны пропуски или сбой на режимах когда центробежник еще доуведет бегунок на оборотах. -
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
-
Oleg65
Убежденный автомобилист
Команда форума- Сообщения:
- 7.613
- Симпатии:
- 2.776
- Адрес:
- Майкоп
- Автомобиль:
- ЗиЛ-4331 509+9ст
- Имя:
- Олег
Почему схема УАЗ «неправильная»? -
столько опечаток в инструкциях… плюс на плюс а букву К к комутатору, к управляющему сигналу.
Страница 1 из 5
Поделиться этой страницей
На этой странице размещено множество изображений из раздела ‘Схемы подключений’. Все изображения из подборки схема подключения бесконтактная система зажигания зил 130 можно скачать и просмотреть бесплатно. Также вы можете поделиться содержимым с друзьями в социальных сетях и мессенджерах.
ЗИЛ 130 электросхема зажигания
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Схема подключения бесконтактного зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Схема зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Коммутатор, система зажигания ГАЗ 53.
Скачать
Скачать
Схема электронного зажигания ЗИЛ 131
Скачать
Схема транзисторного бесконтактного зажигания
Скачать
Схема зажигания ЗИЛ 131 контактная
Скачать
Схема подключения катушки зажигания ЗИЛ 131
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 131 бесконтактная
Скачать
Схема электрооборудования ЗИЛ 130 бесконтактное зажигание
Скачать
Схему на коммутатор зажигания ЗИЛ 130
Схема электронного зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Система зажигания УАЗ 469 бесконтактная схема
Схема подключения бесконтактного зажигания ЗИЛ 130
Скачать
ЗИЛ 131 зажигание контактное
Скачать
Катушка зажигания ЗИЛ 130 контактное
Скачать
Схема подключения бесконтактного зажигания ЗИЛ 131
Скачать
Схема подключения коммутатора на бесконтактном зажигании ЗИЛ 131
Скачать
Катушка зажигания коммутатор ЗИЛ 130
Схема бесконтактной системы зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Электронное зажигание на ЗИЛ 131
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Коммутатор ГАЗ 53 бесконтактное зажигание
Скачать
Коммутатор ЗИЛ 131 контактное зажигание схема подключения
Скачать
Схема подключения бесконтактного зажигания ЗИЛ 131
Схема контактной системы зажигания ВАЗ 2101
Скачать
Схема электропроводки зажигания на ГАЗ 53
Скачать
Схема зарядки аккумулятора ЗИЛ 131
Скачать
Схема подключения электронного зажигания на ЗИЛ 130
Система зажигания ГАЗ 53 бесконтактный схема подключения
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 131 бесконтактная
Скачать
Схема подключения системы зажигания ЗИЛ 131
Скачать
Реле зажигания ЗИЛ 131
Скачать
Система зажигания ЗИЛ 131 схема контактная
Скачать
Бесконтактное зажигание ЗИЛ 130
Скачать
Система зажигания электрическая ЗИЛ 131
Скачать
Трамблер ЗИЛ 130 бесконтактный устройство
Скачать
Транзисторная система зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Схема зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Система зажигания ГАЗ 53 бесконтактный схема подключения
Электронное зажигание ЗИЛ 130 С коммутатором
Скачать
Схема системы зажигания ЗИЛ 130 контактная
Система зажигания ЗИЛ 130
Скачать
Схема подключения контактного зажигания ГАЗ 53
Скачать
Катушка зажигания коммутатор ЗИЛ 130
Современный автомобиль – это сложная система из узлов и механизмов, которые должны слаженно взаимодействовать. Система зажигания (СЗ) отвечает за пуск и бесперебойную работу ДВС. В статье рассматривается принцип работы, виды СЗ, основные неисправности, приводится схема зажигания ЗИЛ 130, дается пошаговая инструкция по настройке момента зажигания.
Содержание
- 1
Принцип работы СЗ
- 2
Виды систем зажигания
- 2.1
Фотогалерея
- 2.2
Контактный
- 2.3
Бесконтактный
- 2.4
Электронный
- 2.1
- 3
Диагностика системы и выявление неисправностей
- 3.1
Как проверить момент зажигания?
- 3.1
- 4
Руководство по установке момента зажигания на ЗИЛ 130
- 5
Видео «Установка и настройка зажигания автомобиля ЗИЛ 130»
[ Скрыть]
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
Виды систем зажигания
Существует три вида систем зажигания:
- Контактная. Она является устаревшей и встречается на старом отечественном автотранспорте. Управляет и распределяет электроэнергию в ней механическое устройство – прерыватель-распределитель. Более современным вариантом контактной системы стала контактная транзисторная СЗ. Новшеством в ней является использование транзиторного коммутатора в первичной цепи катушки.
- Бесконтактная. В этой системе, называемой еще транзисторной, управление накоплением заряда осуществляется транзисторным коммутатором (электромагнитным генератором электрических импульсов), который взаимодействует с бесконтактным регулятором импульсов. Коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Распределяется высоковольтный ток механическим прерывателем.
- Электронная. Управляет процессом ЭБУ. В ранних версиях этой системы ЭБУ управлял не только СЗ, но и системой впрыска топлива. В последних версиях управляет зажиганием система управления двигателем.
Фотогалерея
Контактный
Контактная СЗ (КСЗ) — самая старая, но имеет еще широкое распространение из-за большого количества старых автомобилей. Ее основное преимущество – надежность. Благодаря простой конструкции в ней мало встречается неисправностей, поэтому и выходит из строя она редко. Да и ремонт узлов и механизмов системы очень дешевый и выполнимый самостоятельно.
КСЗ состоит из следующих компонент:
- источника питания (аккумуляторной батареи);
- механического прерывателя;
- распределителя;
- катушки;
- замка;
- свечей.
Принцип работы простой. От источника питания поступает напряжение, которое проходя через катушку, преобразовывается в высоковольтный ток. При размыкании контактов образуется искра. Это должно четко совпадать с моментом, когда заканчивается такт сжатия в цилиндре. Возникшая искра воспламеняет ТВС.
Особенностью системы является то, что работает она за счет контактов. Это является и ее недостатком, так как изнашиваются механические детали и ухудшается искрообразование.
Бесконтактный
На современных машинах в основном установлено бесконтактная СЗ (БСЗ). Эта система имеет преимущества перед предыдущей, так как не зависит от размыкания контактов. Получаемая искра имеет большую мощность. Основным элементом БСЗ является транзисторный коммутатор, работающий в паре с особым датчиком.
Электромагнитный генератор обеспечивает стабильность работы и подачу электроэнергии на все узлы. Благодаря его функционированию в двигателе вырабатывается большая тяга и экономится топливо. Независимость от работы контактной группы гарантирует качественное искрообразование.
Преимуществом БСЗ является простота техобслуживания. Для того чтобы система работала стабильно и долгий срок, нужно регулярно смазывать вал в трамблере. Сервисное обслуживание следует выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Недостатком является сложный ремонт. Для выявления неисправностей нужно иметь специальное оборудование для диагностики, поэтому самостоятельно починить БСЗ не удастся.
Электронный
Данная система установлена на большинстве современных иномарок. В ней отсутствуют механические движущиеся детали, поэтому нет проблем с окислением контактов и перебоями с искрообразованием. Работой системы управляет блок с помощью специальных датчиков, используется трамблер с датчиком холла.
Благодаря электронике образование и подача искры на цилиндры осуществляется с большей точностью и надежностью, чем у предыдущих СЗ. За счет этого увеличивается мощность силового агрегата, улучшается его работа, уменьшается расход горючего. Компоненты, входящие в СЗ имеют высокую надежность.
В электронной СЗ проще регулировать угол сопряжения, ток стабильнее. Рабочая смесь в цилиндрах почти вся сгорает, что увеличивает чистоту выхлопных газов. Сложность конструкции делает почти невозможным самостоятельный ремонт в гараже. Поэтому приходиться обращаться в специализированные центры, которые оснащены новейшим оборудованием.
На автомобиле ЗИЛ 130 установлена транзисторная СЗ, что упрощает его эксплуатацию и ремонт, который не должен вызвать проблем.
Диагностика системы и выявление неисправностей
Имея контактно транзисторную систему зажигания, ЗИЛ 130 не застрахован от поломок. Для того чтобы выполнить необходимый ремонт, нужно знать, какие неисправности возможны, уметь их обнаружить и устранить.
Есть несколько признаков, по которым можно определить, что в СЗ есть неполадки:
- Проблемы с запуском мотора. В этом случае автомобиль с трудом заводится либо не с первого раза. При включении зажигания появляются характерные звуки.
- При работе мотора в холостом режиме пропадают обороты. Определить необходимость ремонта можно по датчикам. Если показания оборотов отличаются более чем в 500 об/м, то необходим срочный ремонт.
- Снижается приемистость мотора, падает мощность. Определить это можно по тому, как автомобиль разгоняется при нажатии на педаль газа.
- Повысился расход горючего. Заметить изменение расхода топлива можно, если знать, сколько расходовалось горючего в разных скоростных режимах.
Если возникают проблемы в СЗ на автомобиле ЗИЛ 130, нужно проверить прохождение тока. Сначала следует проверить выработку искры на свечах зажигания. Для этого новую свечу нужно подключить к высоковольтному проводу и попытаться запустить мотор. Если искра не проскакивает, нужно проверить целостность проводки, качество соединений и контактов, наличие окислений, излишков влаги и т.д.
Если после проверки цепи и устранения неисправностей, проблемы с зажиганием остались, нужно проследить искрообразование в обратном порядке. Для этого необходимо идти по пути от свечи зажигания по высоковольтному проводу к контакту распределителя, затем к катушке, и закончить путь на блоке управления. Для проверки необходимы специальные знания и диагностическое оборудование.
Проверку образования искры на свечах следует сделать на всех цилиндрах. Если она будет отсутствовать только на одной из свечей, то проблему нужно искать на промежутке между этой свечей и распределителем. Если искры нет ни на одной свече, то неисправности следует искать в выходах блока управления и в нем самом.
Как проверить момент зажигания?
Для эффективной работы СЗ важно, чтобы было корректно установлено зажигание, выставлен правильно угол опережения. Позднее поступление искры или слишком раннее может стать причиной неполадок в работе СЗ на авто.
При слишком позднем зажигании затруднена процедура воспламенения. В этом случае рабочая смесь сгорает не полностью, увеличивается расход горючего. При раннем зажигании ТВС не успевает поступить в цилиндры, в результате падает мощность двигателя. Поэтому нужно следить за моментом зажигания, чтобы он не сбивался.
Для проверки момента зажигания своими руками необходимо приготовить тестер и стробоскоп для диагностирования системы, а также схему подключения, по которой будет осуществляться проверка. После того как привод распределителя будет установлен, нужно анализировать показания на диагностических приборах.
После проверки, используя привод и схему можно отрегулировать момент зажигания самостоятельно. В зависимости от полученных результатов можно выставить зажигание, сделав его либо более ранним, либо более поздним. Регулировку нужно выполнять при работе двигателя в разных режимах. Для успешной настройки момента зажигания нужно знать, какие точно должны быть показатели. Если вы не знаете, как выставить правильно зажигание, зазор, лучше регулировку доверить специалистам.
Установка зажигания осуществляется в следующем порядке:
- Сначала необходимо вывернуть свечу из 1-го цилиндра и вставить вместо нее бумажную пробку.
- Затем нужно не спеша крутить коленчатый вал до момента, пока поршень 1-го цилиндра не займет ВМТ хода сжатия. Этот момент определяется по пробке, которая с хлопком выскочит из отверстия вывернутой свечи.
- Следует добиться совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на крышке шестерни распредвала.
- Далее нужно установить привод распределителя. Для этого его необходимо опустить в гнездо блока цилиндров двигателя. Нужно совместить отверстия на пластине снизу привода с отверстиями на блоке цилиндров с резьбой. Ось отверстия верхней пластины не должно отклоняться от паза на валу двигателя на угол более 15 градусов в любую из сторон. Паз необходимо сместить к передней части силового агрегата.
- Когда привод будет установлен, как положено, его нужно закрепить болтами.
- На следующем этапе нужно совместить метку на шкиве и метку, расположенную между 3 и 6 гребенками.
- Далее нужно совместить с помощью регулировочных винтов указательную стрелку на верхней пластине октан-корректора с положением «0» на нижней пластине. Это положение необходимо зафиксировать с помощью гаек.
- Теперь следует расположить распределитель-прерыватель в приводе в такое положение, чтобы вакуум-регулятор был расположен в верхней части. Определить нахождение провода первого цилиндра, расположенного на крышке прерывателя-распределителя, можно по положению бегунка.
- Устанавливается момент зажигания путем поворота прерывателя за корпус, пока не разомкнуться контакты и не загорится контрольная лампочка на 12 В, которую нужно присоединить к массе корпуса и выводу распределителя с низким напряжением. Таким образом, нужно поймать момент подачи искры на 1-й цилиндр. Это положение прерывателя-распределителя нужно зафиксировать.
- Затем следует установить крышку трамблера, а затем последовательно присоединить высоковольтные провода к цилиндрам. Сначала присоединяется провод к 1-му цилиндру. Оставшиеся провода присоединяются в том порядке, в каком работают цилиндры (1-5-4-2-6-3-7-8).
- Затем подключается центральный провод на катушку.
Закончив установку, нужно проверить работу системы зажигания. Если проверяется контактная СЗ зажигания ЗИЛ 130 или 131, то нужно размыкать при проверке контакты прерывателя. БСЗ проверяется путем включения/выключения зажигания с помощью ключа.
При правильной установке момента зажигания во время разгона машины будет чувствоваться небольшая детонация, которая исчезает при достижении скорости 40-45 км/ч.
Загрузка …
Видео «Установка и настройка зажигания автомобиля ЗИЛ 130»
В этом ролике демонстрируется регулировка зажигания ЗИЛ 130 (автор видео – ДУ НМЦ Агроосвіта).
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AVTOKLEMA помогут вам, задать вопрос
Оценить пользу статьи:
Загрузка…
Обсудить статью:
15
2023 год
Современный автомобиль – это сложная система из узлов и механизмов, которые должны слаженно взаимодействовать. Система зажигания (СЗ) отвечает за пуск и бесперебойную работу ДВС. В статье рассматривается принцип работы, виды СЗ, основные неисправности, приводится схема зажигания ЗИЛ 130, дается пошаговая инструкция по настройке момента зажигания.
[ Скрыть]
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
Виды систем зажигания
Существует три вида систем зажигания:
- Контактная. Она является устаревшей и встречается на старом отечественном автотранспорте. Управляет и распределяет электроэнергию в ней механическое устройство – прерыватель-распределитель. Более современным вариантом контактной системы стала контактная транзисторная СЗ. Новшеством в ней является использование транзиторного коммутатора в первичной цепи катушки.
- Бесконтактная. В этой системе, называемой еще транзисторной, управление накоплением заряда осуществляется транзисторным коммутатором (электромагнитным генератором электрических импульсов), который взаимодействует с бесконтактным регулятором импульсов. Коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Распределяется высоковольтный ток механическим прерывателем.
- Электронная. Управляет процессом ЭБУ. В ранних версиях этой системы ЭБУ управлял не только СЗ, но и системой впрыска топлива. В последних версиях управляет зажиганием система управления двигателем.
Фотогалерея
1. Детали бесконтактной СЗ
2. Элементы электронной СЗ
Контактный
Контактная СЗ (КСЗ) — самая старая, но имеет еще широкое распространение из-за большого количества старых автомобилей. Ее основное преимущество – надежность. Благодаря простой конструкции в ней мало встречается неисправностей, поэтому и выходит из строя она редко. Да и ремонт узлов и механизмов системы очень дешевый и выполнимый самостоятельно.
КСЗ состоит из следующих компонент:
- источника питания (аккумуляторной батареи);
- механического прерывателя;
- распределителя;
- катушки;
- замка;
- свечей.
Принцип работы простой. От источника питания поступает напряжение, которое проходя через катушку, преобразовывается в высоковольтный ток. При размыкании контактов образуется искра. Это должно четко совпадать с моментом, когда заканчивается такт сжатия в цилиндре. Возникшая искра воспламеняет ТВС.
Особенностью системы является то, что работает она за счет контактов. Это является и ее недостатком, так как изнашиваются механические детали и ухудшается искрообразование.
Бесконтактный
На современных машинах в основном установлено бесконтактная СЗ (БСЗ). Эта система имеет преимущества перед предыдущей, так как не зависит от размыкания контактов. Получаемая искра имеет большую мощность. Основным элементом БСЗ является транзисторный коммутатор, работающий в паре с особым датчиком.
Электромагнитный генератор обеспечивает стабильность работы и подачу электроэнергии на все узлы. Благодаря его функционированию в двигателе вырабатывается большая тяга и экономится топливо. Независимость от работы контактной группы гарантирует качественное искрообразование.
Преимуществом БСЗ является простота техобслуживания. Для того чтобы система работала стабильно и долгий срок, нужно регулярно смазывать вал в трамблере. Сервисное обслуживание следует выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Недостатком является сложный ремонт. Для выявления неисправностей нужно иметь специальное оборудование для диагностики, поэтому самостоятельно починить БСЗ не удастся.
Электронный
Данная система установлена на большинстве современных иномарок. В ней отсутствуют механические движущиеся детали, поэтому нет проблем с окислением контактов и перебоями с искрообразованием. Работой системы управляет блок с помощью специальных датчиков, используется трамблер с датчиком холла.
Благодаря электронике образование и подача искры на цилиндры осуществляется с большей точностью и надежностью, чем у предыдущих СЗ. За счет этого увеличивается мощность силового агрегата, улучшается его работа, уменьшается расход горючего. Компоненты, входящие в СЗ имеют высокую надежность.
В электронной СЗ проще регулировать угол сопряжения, ток стабильнее. Рабочая смесь в цилиндрах почти вся сгорает, что увеличивает чистоту выхлопных газов. Сложность конструкции делает почти невозможным самостоятельный ремонт в гараже. Поэтому приходиться обращаться в специализированные центры, которые оснащены новейшим оборудованием.
На автомобиле ЗИЛ 130 установлена транзисторная СЗ, что упрощает его эксплуатацию и ремонт, который не должен вызвать проблем.
Диагностика системы и выявление неисправностей
Имея контактно транзисторную систему зажигания, ЗИЛ 130 не застрахован от поломок. Для того чтобы выполнить необходимый ремонт, нужно знать, какие неисправности возможны, уметь их обнаружить и устранить.
Есть несколько признаков, по которым можно определить, что в СЗ есть неполадки:
- Проблемы с запуском мотора. В этом случае автомобиль с трудом заводится либо не с первого раза. При включении зажигания появляются характерные звуки.
- При работе мотора в холостом режиме пропадают обороты. Определить необходимость ремонта можно по датчикам. Если показания оборотов отличаются более чем в 500 об/м, то необходим срочный ремонт.
- Снижается приемистость мотора, падает мощность. Определить это можно по тому, как автомобиль разгоняется при нажатии на педаль газа.
- Повысился расход горючего. Заметить изменение расхода топлива можно, если знать, сколько расходовалось горючего в разных скоростных режимах.
Если возникают проблемы в СЗ на автомобиле ЗИЛ 130, нужно проверить прохождение тока. Сначала следует проверить выработку искры на свечах зажигания. Для этого новую свечу нужно подключить к высоковольтному проводу и попытаться запустить мотор. Если искра не проскакивает, нужно проверить целостность проводки, качество соединений и контактов, наличие окислений, излишков влаги и т.д.
Если после проверки цепи и устранения неисправностей, проблемы с зажиганием остались, нужно проследить искрообразование в обратном порядке. Для этого необходимо идти по пути от свечи зажигания по высоковольтному проводу к контакту распределителя, затем к катушке, и закончить путь на блоке управления. Для проверки необходимы специальные знания и диагностическое оборудование.
Проверку образования искры на свечах следует сделать на всех цилиндрах. Если она будет отсутствовать только на одной из свечей, то проблему нужно искать на промежутке между этой свечей и распределителем. Если искры нет ни на одной свече, то неисправности следует искать в выходах блока управления и в нем самом.
Как проверить момент зажигания?
Для эффективной работы СЗ важно, чтобы было корректно установлено зажигание, выставлен правильно угол опережения. Позднее поступление искры или слишком раннее может стать причиной неполадок в работе СЗ на авто.
При слишком позднем зажигании затруднена процедура воспламенения. В этом случае рабочая смесь сгорает не полностью, увеличивается расход горючего. При раннем зажигании ТВС не успевает поступить в цилиндры, в результате падает мощность двигателя. Поэтому нужно следить за моментом зажигания, чтобы он не сбивался.
Для проверки момента зажигания своими руками необходимо приготовить тестер и стробоскоп для диагностирования системы, а также схему подключения, по которой будет осуществляться проверка. После того как привод распределителя будет установлен, нужно анализировать показания на диагностических приборах.
После проверки, используя привод и схему можно отрегулировать момент зажигания самостоятельно. В зависимости от полученных результатов можно выставить зажигание, сделав его либо более ранним, либо более поздним. Регулировку нужно выполнять при работе двигателя в разных режимах. Для успешной настройки момента зажигания нужно знать, какие точно должны быть показатели. Если вы не знаете, как выставить правильно зажигание, зазор, лучше регулировку доверить специалистам.
Установка зажигания осуществляется в следующем порядке:
- Сначала необходимо вывернуть свечу из 1-го цилиндра и вставить вместо нее бумажную пробку.
- Затем нужно не спеша крутить коленчатый вал до момента, пока поршень 1-го цилиндра не займет ВМТ хода сжатия. Этот момент определяется по пробке, которая с хлопком выскочит из отверстия вывернутой свечи.
- Следует добиться совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на крышке шестерни распредвала.
- Далее нужно установить привод распределителя. Для этого его необходимо опустить в гнездо блока цилиндров двигателя. Нужно совместить отверстия на пластине снизу привода с отверстиями на блоке цилиндров с резьбой. Ось отверстия верхней пластины не должно отклоняться от паза на валу двигателя на угол более 15 градусов в любую из сторон. Паз необходимо сместить к передней части силового агрегата.
- Когда привод будет установлен, как положено, его нужно закрепить болтами.
- На следующем этапе нужно совместить метку на шкиве и метку, расположенную между 3 и 6 гребенками.
- Далее нужно совместить с помощью регулировочных винтов указательную стрелку на верхней пластине октан-корректора с положением «0» на нижней пластине. Это положение необходимо зафиксировать с помощью гаек.
- Теперь следует расположить распределитель-прерыватель в приводе в такое положение, чтобы вакуум-регулятор был расположен в верхней части. Определить нахождение провода первого цилиндра, расположенного на крышке прерывателя-распределителя, можно по положению бегунка.
- Устанавливается момент зажигания путем поворота прерывателя за корпус, пока не разомкнуться контакты и не загорится контрольная лампочка на 12 В, которую нужно присоединить к массе корпуса и выводу распределителя с низким напряжением. Таким образом, нужно поймать момент подачи искры на 1-й цилиндр. Это положение прерывателя-распределителя нужно зафиксировать.
- Затем следует установить крышку трамблера, а затем последовательно присоединить высоковольтные провода к цилиндрам. Сначала присоединяется провод к 1-му цилиндру. Оставшиеся провода присоединяются в том порядке, в каком работают цилиндры (1-5-4-2-6-3-7-8).
- Затем подключается центральный провод на катушку.
Закончив установку, нужно проверить работу системы зажигания. Если проверяется контактная СЗ зажигания ЗИЛ 130 или 131, то нужно размыкать при проверке контакты прерывателя. БСЗ проверяется путем включения/выключения зажигания с помощью ключа.
При правильной установке момента зажигания во время разгона машины будет чувствоваться небольшая детонация, которая исчезает при достижении скорости 40-45 км/ч.
Видео «Установка и настройка зажигания автомобиля ЗИЛ 130»
В этом ролике демонстрируется регулировка зажигания ЗИЛ 130 (автор видео – ДУ НМЦ Агроосвіта).